Сакович Наталья Григорьевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Урок русской литературы в 10 классе
Тема урока : «Ф.И. Тютчев. Человек и природа в лирике Фёдора Ивановича Тютчева»
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с интересными сведения о жизни Фёдора Ивановича Тютчева, его новыми произведениями; раскрыть особенности пейзажной лирики поэта, сочетающей романтическое и философское мировосприятие и жизненную мудрость;
развивающая: развивать умения структурировать и использовать информацию, анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; монологическую и диалогическую речь, творческие способности учащихся;
воспитательная: научить видеть за строчками стихов палитру чувств поэта, важные события, способствовать воспитанию бережного отношения к природе и человеку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, учебное пособие, компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочие листы, аудиозапись стихотворения «Люблю грозу в начале мая…», видеоролик, рабочие листы, мини-сборники пейзажной лирики Ф.И.Тютчева, «Уголок мудрых мыслей».
Методы семантизации, используемые на уроке: метод ассоциаций, метод онтологизации, метод формализации, метод работы с информацией, кейс-метод, метод творческих заданий на основе синестезии.
Ход урока:
I.Организационно-психологический этап
Цель урока: психологическая готовность класса к уроку, создание мотивации к обучению.
Приём «Проблемная ситуация». Звучит знаменитое стихотворение Ф.И.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»
– Добрый день, уважаемые гости и ребята. Я рада видеть вас всех сегодня на нашем уроке. Спешу задать вопрос по прослушанному лирическому произведению. Поднимите руку те, кто не знает этого стихотворения. Я с уверенностью могу сказать, что оно известно всем. А на нашем уроке мы, как все догадались, поведём речь об авторе бессмертного произведения и постараемся доказать, что талант этого человека неисчерпаем, а уроки жизни поэта бесценны и, к сожалению, актуальны.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель этапа: организация работы по актуализации знаний, постановка темы, принятие и осмысление задач урока.
1. Приём «Мозговая атака».
Слова поэт, поэтика по строению схожи со словами эстет, эстетика. Они несут какую-то прелесть и очарование, загадочность и торжественность, недосягаемость и святость. Сегодня речь пойдёт о самом сокровенном Ф.И.Тютчева, о его поэтической манере, о тайнах его эпохи и души.
2. Постановка темы и задач, целей урока.
Ребята мы работаем, как всегда, по рабочим листам, и прошу озвучить тему и сформулировать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Целеполагание
Я ПРИШЁЛ НА
У—учиться, увлекать
Р — разбиваться, решать поставленные задачи
О —открывать что-то неизвестное
К — контактировать, креативить, коммуницировать, контролировать свою речь.
Ну что же, в путь за знаниями!
III. Операционно-познавательный этап.
Цель этапа: создание условий для изучения и осмысления учащимися основных вопросов темы, развитие познавательной активности учащихся.
1. Самостоятельный поиск знаний. Учащимся было дано опережающее задание изучить очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева по учебному пособию (стр.72-75), в тетрадях по литературе сделать хронологическую таблицу «Краткая хроника жизни и творчества Ф.И.Тютчева».
2. Беседа об оценке творчества поэта. Мы не критики, но можем обратиться за помощью к специалистам, как же они отзываются о творчестве Ф.И.Тютчева.
Методическая-разработка-урока-русской-литературы-в-10-классеperyevaya-ruchka2-wide
Рабочий-лист-