Сакович Наталья Григорьевна,

учитель русского языка и литературы,

 высшая квалификационная категория

Урок русской литературы в 10 классе

Тема урока : «Ф.И. Тютчев. Человек и природа в лирике Фёдора Ивановича Тютчева»

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с интересными сведения о жизни Фёдора Ивановича Тютчева, его новыми произведениями; раскрыть особенности пейзажной лирики поэта, сочетающей романтическое и философское мировосприятие и жизненную мудрость;

развивающая: развивать умения структурировать и использовать информацию, анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; монологическую и диалогическую речь, творческие способности учащихся;

воспитательная: научить видеть за строчками стихов палитру чувств поэта, важные события, способствовать воспитанию бережного отношения к природе и человеку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, учебное пособие, компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочие листы, аудиозапись стихотворения «Люблю грозу в начале мая…», видеоролик, рабочие листы, мини-сборники пейзажной лирики Ф.И.Тютчева, «Уголок мудрых мыслей».

 Методы семантизации, используемые на уроке: метод ассоциаций, метод онтологизации, метод формализации, метод работы с информацией, кейс-метод, метод творческих заданий на основе синестезии.

Ход урока:

I.Организационно-психологический этап

Цель урока: психологическая готовность класса к уроку, создание мотивации к обучению.

Приём «Проблемная ситуация». Звучит знаменитое стихотворение Ф.И.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»

– Добрый день, уважаемые гости и ребята. Я рада видеть вас всех сегодня на нашем уроке. Спешу задать вопрос по прослушанному лирическому произведению. Поднимите руку те, кто не знает этого стихотворения. Я с уверенностью могу сказать, что оно известно всем. А на нашем уроке мы, как все догадались, поведём речь об авторе бессмертного произведения и постараемся доказать, что талант этого человека неисчерпаем, а уроки жизни поэта бесценны и, к сожалению, актуальны.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель этапа: организация работы по актуализации знаний, постановка темы, принятие и осмысление задач урока.

1. Приём «Мозговая атака».

Слова поэт, поэтика по строению схожи со словами эстет, эстетика. Они несут какую-то прелесть и очарование, загадочность и торжественность, недосягаемость и святость. Сегодня речь пойдёт о самом сокровенном Ф.И.Тютчева, о его поэтической манере, о тайнах его эпохи и души.

2. Постановка темы и задач, целей урока.

Ребята мы работаем, как всегда, по рабочим листам, и прошу озвучить тему и сформулировать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Целеполагание

Я ПРИШЁЛ НА

У—учиться, увлекать

Р — разбиваться, решать поставленные задачи

О —открывать что-то неизвестное

К — контактировать, креативить, коммуницировать, контролировать свою речь.

Ну что же, в путь за знаниями!

III. Операционно-познавательный этап.

Цель этапа: создание условий для изучения и осмысления учащимися основных вопросов темы, развитие познавательной активности учащихся.

1. Самостоятельный поиск знаний. Учащимся было дано опережающее задание изучить очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева по учебному пособию (стр.72-75), в тетрадях по литературе сделать хронологическую таблицу «Краткая хроника жизни и творчества Ф.И.Тютчева».

2. Беседа об оценке творчества поэта.  Мы не критики, но можем обратиться за помощью к специалистам, как же они отзываются о творчестве Ф.И.Тютчева.

Методическая-разработка-урока-русской-литературы-в-10-классе

peryevaya-ruchka2-wide

Рабочий-лист-

Фотоматериалы