Тема: Танцевальная культура моего народа

Цель: планируется, что к окончанию урокаученики расширят своё представление о танцевальной культуре белорусского народа.

Задачи:

1. способствовать ознакомлению учащихся с жанровым многообразием белорусских танцев;

2. содействовать выявлению характерных признаков белорусских народных танцев;

3. способствовать совершенствованию умения выразительно исполнять танцевальные движения;

4. создать условия для разучивания белорусской народной песни «Бульба».

5. прививать учащимся интерес, понимание и любовь к народной музыке, способствовать воспитанию у них духовно-нравственных качеств личности, эстетического вкуса.

Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, учебное пособие, нотная хрестоматия.

Оборудование: аудио-, видеоаппаратура, баян.

Музыкальный материал: белорусские народные песни «А на нашай ніўцы сягодня дажынкі», белорусские народные танцы «Левоніха», «Бульба», «Юрачка», «Крыжачок», «Мікіта»; белорусский народный танец-песня «Бульба», «Наша Радзіма» муз. А. Безенсон, сл. Л. Глинской.

Содержание урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих/ отсутствующих.

1. Подготовка к работе на основном этапе урока

1.1 Актуализация знаний учащихся

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим разговор о белорусской народной культуре.

Мая зямля, мой родны дом завецца Беларуссю.

Я знаю: пад тваім крылом заўсёды прытулюся.

У час трывогі і бяды з табою мы адзіныя,

З любоўю шчыраю заўжды заву цябе Радзімаю.   

Валерыя Бароўская

Учитель: Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова эпиграфа?

Ученики: Стихотворение посвящено Беларуси, рассказывает о любви к родной земле.

Учитель: Не только поэты воспевают в своём творчестве любовь к родному краю. Белорусский народ придумал много пословиц о Родине.

Ученики из отдельных слов составляют пословицы, записывают их в тетради:

– Кожнаму свой куток мілы.

– Усюды добра, а дома лепей.

– Няма смачнейшай вадзіцы, як з роднай крыніцы.

– Чалавек без Радзімы, як салавей без песні.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что объединяет эти пословицы?

Ученики: Это пословицы о любви к Родине, нашей родной Беларуси.

1.2. Мотивация деятельности учащихся

Учитель: На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что трудолюбивый беларусский народ создал много календарно-земледельческих обрядов и праздников. И одним из главных праздников белорусского народа являются «Дажынкі». Назовите мне особенности этого народного праздника:

  • благодарность полю за хороший урожай;.
  • обряд «Завіванне барады»
  • пожелания хорошего урожая на следующий год.

Учитель: Давайте вспомним белорусскую народную песеню «А на нашай ніўцы сягодня дажынкі» (ученики исполняют песню).

1.3. Целеполагание деятельности учащихся

Учитель: Белорусы умеют не только хорошо работать, но и отдыхать. Часто праздники и народные обряды сопровождаются танцами.

Сегодня на уроке мы познакомимся с белорусскими народными танцами. Определим чем они похожи и чем отличаются.

2. Беседа по теме урока.

В народных танцах с помощью танцевальных движений отражается жизнь людей, повседневная работа, отношение к природе. Белорусские народные танцы исполняются чаще всего коллективно и под аккомпанемент игры на музыкальных инструментах. Каждый танец имеет свой танцевальный рисунок.

Широко известен веселый парный танец «Левоніха».

Рабочее настроение передает танец «Бульба».

Юмористическое настроение имеет танец «Юрачка».

Просмотр видеофрагментов белорусских народных танцев

«Левоніха», «Бульба», «Юрачка»

Один из наиболее известных в Беларуси танцев – «Крыжачок». Его название происходит от слова «крыжык» («крестик»). Рисунок танца напоминает крестик, который часто встречается в белорусском орнаменте.

Просмотр видеофрагмента белорусского народного танца «Крыжачок»

Для исполнения белорусского народного танца «Мікіта» необходимо взять две небольшие палочки. Основные движения танца «Мікіта» – прыжки через эти палочки.

 Несколько учеников показывают белорусский народный танец «Мікіта»

Учитель: Ребята, у вас в тетрадях находятся таблички. Рассмотрите их содержание: слева написаны названия белорусских народных танцев, а справа – слова, характеризующие эти танцы. Найдите правильное соотношение и соедините стрелочкой.

Название белорусских народных танцевХарактерные особенности белорусских народных танцев
«Мікіта»Юмористическое настроение
«Бульба»Название танца от слова «крыжык» («крестик»)
«Юрачка»Прыжки через палочки
«Крыжачок»Жизнерадостный парный танец
«Лявоніха»Рабочее настроение
Учитель: Назовите, чем эти танцы отличаются.
Ученики: У них разные названия и разные танцевальные рисунки.
Учитель: А чем они похожи?
Ученики: Все танцы относятся к жанру польки, они имеют быстрый темп, мажорный лад, отрывистое звуковедение.
3. Физкультминутка. Исполнение танцевальных движений «подскоки», «притопы».
4. Разучивание белорусской народной песни-танца «Бульба».
Разучивание мелодии и текста песни-танца «Бульба». Определение особенностей музыкального языка танца: двухдольный размер, быстрый темп, мажорный лад, радостный характер, отрывистое звуковедение.
5. Вокально-хоровая работа.
1. Повторение ранее изученной песни «Наша Радзіма«.
2. Повторение белорусской народной песни «Наш гаспадар маладзенькі».
6. Подведение итогов. Учащиеся повторяют, что нового они узнали о белорусских народных танцах. Какую новую песню начали разучивать на уроке?