Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;

Совершенствование грамматического строя речи.

Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.

Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепить образование сложных слов.

Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Закрепить употребление предлогов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания.

Совершенствование фонематического слуха и восприятия.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие логического мышления и памяти.

Совершенствование тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Стимулировать детей к выбору самостоятельных ответов.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  1. Организационный момент.

Загадка детям про лесовичка.

Он не зверь, не человек,

 А в лесу живет весь век.

Нос из шишки, сам – коряга,

 Глуп, как пень, тот бедолага.

Дружит с Бабушкой Ягой.

Кто, ребята, он такой? (Лесовичок).

Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок и приглашает нас в лес.

— Вы хотите отправиться в лес?

Но чтобы попасть в лес, надо отстучать ритм и ответить на вопросы Лесовичка.

Учитель-дефектолог показывает карточки с «ритмом», дети отхлопывают ритм в соответствии с карточкой:

— Что растет в лесу? (деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, грибы…)

— Какие деревья вы знаете? (дети вспоминают не менее 10 названий деревьев).

Каждый ребенок находит названное им дерево на картинке и крепит ее на панно.

Вот мы и оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, как много здесь деревьев. Спасибо, Лесовичок, что пригласил нас в гости.

Артикуляционная гимнастика на тему:  «В лесу».                         

Педагог начинает рассказ:

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая…

Педагог показывает упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет.

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

Педагог продолжает рассказ:

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Волк рычит», а дети его повторяют.

Голосовое упражнение «Волк рычит» произнесением звука «Ы»

Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.

Педагог продолжает:

А потом зубами щелк,

Чтобы знали  кто здесь волк.

Педагог показывает артикуляционное упражнение «Волк», а дети его повторяют под счет.

Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.

Услыхал тот рев зайчишка

 И помчался прочь вприпрыжку!

 Через чащу проскакал,

Сел под кустиком — устал.

Рева больше он не слышит,

Но дрожит и еле дышит. Вот так…

Дыхательное упражнение «Зайчишка трусишка».

Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ла­дони положить на живот и следить за его движениями — увели­чением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Педагог продолжает:

В животе у зайца пусто.

Где б найти ему капусту?

«На, зайчик, кочан капусты!»

Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Зайчик».

Динамическое упражнение «Зайчик»

Поднять верхнюю губу, обнажив верхниезубы- резцы. Пощелкать зубами. Выполнять под счет                   

Педагог продолжает рассказ:

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб нашел огромный,

Фыркает довольно. Вот так…

Дыхательное упражнение «Ежик фыркает» с произнесением звука «Ф».

Несколько раз подряд кратко про­износить звук «Ф-ф-ф…». Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

Педагог продолжает:

А по веткам — скок поскок

Скачет рыженький зверек.

Кто же это? (Белка)

Угостим ее орешками. Смотрите, бел­ка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так…                   

Педагог показывает детям ар­тикуляционное упражнение «Ореш­ки», а дети его повторяют.

Динамическое упражнение «Орешки».

Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку                                                                     

Закрепление понятий о лесе, деревьях.

Лесовичок:

— Чем похожи деревья? (есть ствол, корни, крона, кора, ветки…)

— А чем они отличаются? (высотой, стволами, листвой…)

— Назовите и покажите хвойные деревья.

— Почему их так называют? (вместо листьев у них хвоя)

— Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (хвойный лес)

— Как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу? (лиственные)

— Почему его так называют – «лиственный лес»? (растут только лиственные деревья)

— А как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? (смешанный)

Игра «Что около». Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом «около».

Лесовичок:

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, где стоит дуб? (липа, сосна, клен, ясень)

Дуб около елки.

Липа около березы.

Сосна около пихты.

Клен около лиственницы.

Ясень около осины.

 Противоположности

Закончите, пожалуйста, предложение.

Дуб большой, а рябина …

Сосна высокая, а куст …

Дорога широкая, а тропинка …

Волк злой, а заяц …

10.В нашем лесу все лесное. Например,  лесной зверь.

 Птица — …;               озеро —  …;                    поляна — …;

Ягоды -..;                  ручей -…;                      цветы —

Игра с мячом «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лесовичок:

Ребята, я очень люблю играть, а вы? Давайте с вами поиграем. Я вам буду называть дерево, а вы его будете называть ласково.

Береза – березка, березонька;

Дуб – дубок, дубочек;

Ива – ивушка;

Осина – осинка;

Рябина – рябинка;

Сосна – сосенка;

Елка – елочка.

 Игра «Четвертый лишний»

Лесовичок: Молодцы, ребята. За то, что вы так хорошо назвали ласково деревья я вам покажу картинки, а вы догадайтесь: что здесь лишнее и почему.

Клен, осина, ель, дуб

Береза, сосна, липа, тополь

Дуб, рябина, осень, осина

Осень, зима, холод, весна.

Физминутка.

Под музыку дети выполняют движения.

Разыгрался ветер на лесной поляне,                                  качают руками из стороны в     

                                                                                               сторону над головой.

Закружил осинку в красном сарафане                               кружатся вокруг себя

И листок с березы золотистой пчелкой                             волнообразные движения руками

                                                                                                перед собой

Вьется и кружиться над колючей елкой.                           кружатся вокруг себя

Листья падают, мелькают

И на землю опадают.                                                            приседают.

Образование сложных слов.

Лесовичок: В какое время опадают листья с деревьев?

— Как называется явление природы, когда падают листья? (листопад)

— Как называется явление природы, когда падает снег? (снегопад)

— Когда падают шишки? (шишкопад)

— Когда в горах падают камни – это … (камнепад)

— Когда падает с высоты вода – это … (водопад).

Игра «Соберем гербарий» Образование относительных прилагательных.Лесовичок предлагает детям собрать гербарий в лесу.

Сорву с дуба …(дубовый) лист,

Сорву с клена …(кленовый) лист,

Сорву с березы … (березовый) лист,

Сорву с рябины… (рябиновый) лист,

Сорву с осины… (осиновый)лист       (каштановый, тополиный, ивовый, и т.д.)

Игра «Посчитай листочки» Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Ребята, как вы думаете, чего в лесу больше – деревьев или листьев?

Давайте посчитаем, сколько листочков мы собрали:

Один кленовый лист,

Два кленовых листа,

Три кленовых листа,

Четыре кленовых листа,

 Пять кленовых листьев (березовых, осиновых, каштановых).

   Игра «Закончи предложение»

Ребята, куда спрятался Лесовичок?

Лесовичок спрятался за березу.

Лесовичок выглядывает… из-за березы,

Лесовичок прыгает… с березы,

Лесовичок любуется … березой,

Лесовичок думает… о березе.

Итог занятия.

На какие виды мы делим деревья?

Почему одни деревья называются хвойные, а другие – лиственными?

Про что можно сказать «березовая»? (роща, ветка…)

                                        « березовый» (сок, веник…)                                         « березовое»  (  «березовые»  (дрова, веники…)