Подготовила учитель начальных классов Зенькова Л.И.
Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.
Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.
Ожидаемые результаты мастер-класса: практическое освоение педагогами важнейших навыков в рамках транслируемого опыта; активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
2 «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» — писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.
Но очень часто при знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.
Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Задача учителя — нацеливать ученика на осмысленное запоминание.
3 Сегодня, на мастер-классе я не ставлю цель научить вас приемам работы со словарными словами. Мне хочется в совместной с вами работе определить значение различных приёмов отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.
Начнём нашу работу.
Ход мастер-класса.
4. — Работа по введению словарного слова может быть самой разнообразной.
1.Введение словарного слова через исследовательскую деятельность.
—Что целесообразно исследовать в начальной школе на уроке русского языка? (пословицы, поговорки, загадки .стихи)
5. 1.Из загадки:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
6.Дети отвечают [б’ и р’ о з а ].
7. Учитель пишет на доске: б.рёза. Дети испытывают затруднение, т.к, не знают, какую букву надо писать.
-Как поступим, чтобы решить проблему? (мнения детей-пелагогов)
8. 2. Далее педагоги разбиваются на группы. Группы формируются по цвету. Каждая группа получает лист, памятку, словарь. Одна группа работает с «Этимологическим словарём» 5 гр
1гр. «Морфология»: Какая часть речи, на какие вопроы отвечает, что обозначает, одуш-неодуш, нариц-собств, род, число.
2гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор слова.
3гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
4гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
3. Проверка работы групп.
— Заслушиваем первой группу, которая исследовала слово берёза с точки зрения этимологии.
— Теперь заслушаем ответ каждой группы.
9. Вывод: Перед нами слово с непроверяемым написанием, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше? (выберем свой способ запоминания).
10. 2. Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.
11 — “Эйдос” по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти (это основы психологии).
Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
12 — Например, при обращении к словарному слову пассажир, что первое выделяется в слове? жир.
—Возникает проблемная ситуация, что именно в этом слове надо запомнить. И мы с детьми приходим к выводу что здесь не опасное место, а вот -асса- надо запомнить. 13
14. (Затем постепенно мы приходим к составлению мини сказки о том, как пассажир перед посадкой берёт билет в кассе. 15
16 3. Метод звуковых ассоциаций.
17 а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
18. — А сейчас в группе подберите ассоциацию к слову «УЛИЦА», «ЗАПАД»
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на западе солнце падает.
Слайд 19
20 б) В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – соловей поет соло.
Можно сопровождать картинкой.21,22
— Что формируется в процессе такой работы?
(У детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом) .
23 4.Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).
“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. 24, 25, 26,27
Суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
28 5.“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.
29 Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо — можно связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.
30. — А с чем можно связать группу слов: быстро, скоро, весело, хорошо?
( поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”).31
. — Как Вы думаете, что развивает, формирует этот приём?
(При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).
— Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. словарных слов целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
— Как при запоминании избежать простой зубрёжки?
6. Можно использовать эффективные приёмы. Например, приём “Чепушина”. 32
— Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
— Я предлагаю в группе в течении 1 минуты подобрать слова к слову «город».33
Г — горох
О — огурец
Р — ребята
О — огород
Д – девочка
34
— Мы прекрасно понимаем. Что словарная работа на уроке не изолирована от темы урока, этапов урока. Скажите, какие формы работы можно сделать с эти заданием в рамках темы урока. Предположим «Существительное, как часть речи»., «Имена прилагательные множественного числа».
Заслушивание вариантов.
— Чем эффективен и интересен этот приём, с Вашей точки зрения?
(Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.)
35. 7. Игровой тренинг «Кто больше запомнит»
Цель тренинга: развитие слуховой и артикуляционной памяти.
Правило тренинга: первый ученик называет слово по теме «Одежда», например, пальто. Следующий повторяет названное слово и произносит любое своё на эту тему, например, платок и произносит своё сапоги и т.д., при одном условии, что произносить слова надо орфографически. 36 Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко и свободно.
На своём опыте мы убедились, что если тренинг регулярно применять в течении нескольких месяцев, чётко фиксируются следующие его достоинства:
37 -повышается орфографическая грамотность
-совершенствуется речевая память
-увеличивается скорость письма, повышается интерес к учению
38. 8. Шифровка
— Этот приём очень нравится детям
Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?
е | с | о | д | р |
о | г | и | ю | ж |
к | я | а | в | з |
39 — Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;
40 — Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
41 -У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.
— Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь.
— какое слово получилось?
42 9. Рифмовки
Быстрому и прочному запоминанию материала способствует творческая работа. Например, слова можно рифмовать, сочинять с ними стихи.При орфографическом чтении результат приходит не сразу, так как не сразу речевой аппарат приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Но это заложит прочный фундамент для правописания.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.
43 Прежде чем начинать работать с рифмовками, необходимо добиться от учащихся умения орфографически проговаривать слова. Хочется подробнее остановиться на работе с рифмовками «Словарные слова». Прежде всего – ритм, на котором построены данные упражнения.
Словарные слова (1-2 класс)
Ворона, сорока, петух, воробей,
корова, собака, медведь, соловей,
дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,
язык, телефон, телевизор, дневник,
квартира, компьютер, ребята, отец,
капуста, картофель, морковь, огурец,
пальто, понедельник, четверг, магазин,
обед, хорошо, молоко, апельсин,
родина, улица, город, суббота,
комната, ягода, завтрак, работа,
погода, сирень, воскресенье, мороз,
осина, берёза, деревня, овёс,
ракета, малина, победа, картина,
яблоня, ужин, одежда, машина,
лисица, горох, огород, помидор,
арбуз, молоток, газета, топор,
герой, сапоги, автобус, пенал,
однажды, Россия, заяц, вокзал.
Словарные слова (3 класс)
Тарелка, кастрюля, дорога, аптека,
директор, аквариум, библиотека,
песок, килограмм, чемодан, эскалатор,
аллея, болото, солдат, экскаватор.
пловец, километр, бассейн, микрофон,
троллейбус, трамвай, полотенце, балкон,
реклама, кровать, миллион, капитан,
термометр, валенки, лагерь, банан,
салат, майонез, винегрет, викторина,
лестница, пятница, жёлтый, рябина,
учитель, волшебник, сентябрь, октябрь,
конверт, орфограмма, ноябрь, декабрь,
литература, мужчина, лимон,
сахар, карман, макароны, вагон,
чёрный, чеснок, миллиметр, билет,
ссора, костёр, заповедник, привет,
автомобиль, абрикос, календарь,
иней, перчатка, месяц, февраль,
велосипед, пассажир, целлофан,
комбинезон, виноград, барабан,
кросс, математика, остров, батон,
матч, сантиметр, колонна, газон,
минута, секунда, салют, муравей,
растение, скатерть, кетчуп, хоккей.
Схема работы с рифмовками (раздаётся участникам).
44 Работа с рифмовками ведётся по схеме которая есть у вас в буклетах:
Берём для работы по 2 строчки, на каждом уроке прибавляем ещё 2.
45 1)Учитель орфографически читает рифмовку, дети хлопают в ладоши в том случае, если услышат незнакомое для себя слово. Необходимо заранее подготовить материал по объяснению значений тех слов, которые могут вызвать затруднение.
46 2)Дети читают орфографически, учитель внимательно слушает, чтобы проговаривание было правильным.
47 3) Работа с презентацией. На одном слайде – картинки с изображением слов одной строчки рифмовки. Дети проговаривают слова, пользуясь только картинками.
48 4) Слайд показывается в течение нескольких секунд, затем закрывается, и дети на память орфографически проговаривают данные слова. 49
50 5)Без рифмовок и картинок — учитель называет два слова из строчки, а дети проговаривают следующие два.
51 6) Выполнение заданий со словами каждой строчки или группы строчек:
Итог мастер-класса. Рефлексия
— Как вы считаете, какой результат даёт использование данных приёмов и методов работы?
52 Данная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся, повышает интерес к языку, развивает зоркое внимание к слову, развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.
.53 Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
— я благодарю вас за помощь за участие в мастер-классе и предлагаю закончить таким упражнением, которое очень нравится моим детям. «Аплодисменты по кругу»
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
— Назовите от группы одно словарное слово, которое выразит ваше отношение к тому, что вы сегодня услышали.
54 — Мастер-класс мы хотим закончить словами «Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске». (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам.
55 Всем огромное спасибо за работу.