Тема Слова, которые обозначают действия предметов
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать название, вопросы, значение глагола, смогут ставить вопросы к словам-названиям действий , находить слова-действия в речи по значению и вопросам;
содействовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать изученные факты языка по заданному признаку, делать выводы в результате совместной работы, способствовать воспитанию положительных нравственных качеств.
Оборудование: учебник, карточки для парной работы, индивид. работы., презентация «Гора», картинка соловья, горы для самооценки, схема «Слова обозначают»
Ход учебного занятия
1.Организационно-мотивационный этап
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Гости к нам пришли сейчас.
— Что гостям сказать нам надо?(Видеть вас мы очень рады)
— Желаю вам, ребята, успешной работы на уроке. А чтобы работа была плодотворной станете считать ворон на уроке? А ломать голову над заданиями?
2. Этап проверки Д/з
— У кого возникли трудности при выполнении упражнения? Поднимите руку
— Что нужно было сделать дома?
-Какие слова, названия признаков предметов, вы подчеркнули? Оцените ответ.
– У кого были ошибки? Просигнальте.
Индивидуальная работа (1 за доской, 1 по карточке).
Найти «лишнее» слово:
Оч.ки, белоч.ка, ёлоч.ка, туч.ка.
(Доп.вопрос при проверке : Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? что?) (Открывается схема.)
Ребята 1гр. подготовили для вас вопросы:
— Что обозначают слова неуклюжий, косолапый? (признаки)
-На какие вопросы отвечают слова-признаки?
-Можно ли обойтись в речи без этих слов?
Заполняется схема на доске.
-Повторите ещё раз правило. Оцените ответ.
Проверка работы на доске.
3.Этап актуализации знаний, умений и навыков
-Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.
Зарядка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
3.2.Введение в тему
Презентация
Слайд- Сегодня я предлагаю вам побыть альпинистами . В каком словаре мы можем узнать значение слова альпинист? Прочитайте значение слова.
Беларусь не горная страна, но всё же послушайте, что расскажет Алёша.
Слайд «Гора».(Рассказ уч-ся) Самая высокая возвышенность на территории Беларуси –гора Дзержинская. Её высота 345 метров.
-У нашей горы тоже есть название, которое мы откроем, когда поднимемся по склону на её вершину.
А сейчас мы у подножия горы.
3.3. Чистописание
Прочитайте глазками буквосочетания и слоги
1) ор ол ро ло оро оло во jнаjроj/ В..рона .
1)-Прочитайте буквосочетания с нижним соединением.
2)Составьте слово из слогов. Поставьте ударение, подчеркните «опасное» место в слове. Обращаем внимание на сочетание –оро-Запишите слово ворона на следующей строчке .
4. Этап изучения нового материала
4.1.Создание проблемной ситуации.
Начинаем восхождение на гору.
Запишите слова в 2 столбика. В первый слова, которые обозначают предметы. Во второй-слова, которые обозначают признаки предметов. (карточки-помощницы слабоусп. Владе, Владу, Карине Д.)
— Хороший, дорога, соловей, молочный, поёт.
(2 уч-ся работают за доской)(Спрогнозируйте свой успех).
-Проверьте. Есть ли ошибки у ребят?. Оцените свою работу. Просигнальте как справились, у кого без ошибок?
С каким словом возникла проблема? Почему стали сомневаться, куда записать это слово? (Оно не обозначает предмет; не обозначает признак)
— Знакомы ли мы с такими словами? Значит, наша цель: познакомимся с новой группой слов и узнать о ней как можно больше.
-Для того чтобы отличить эти слова от слов- предметов и слов –признаков, что нам нужно знать?
-Чему вы должны научиться?
—Вы предположили, что по вопросам и значению слов сможем отличить эту часть речи от других) Давайте это предположение проверим .
4.2.Выход из проблемной ситуации.
-Посмотрите на картинку. Составим предложение со словом поёт.
Запишем предложение: Соловей поёт. (с комментированием у доски) Подчеркните слово-предмет. Поставьте вопрос к слову поёт. Подчеркнём это слово двумя чертами. Что обозначает слово поёт? (действие)
-Как пела ворона? (каркала) Допишите слово в чистописание.
-Прочитайте предложение. (Ворона каркала.)
О ком говорится в этом предложении? Подчеркните.( Слово ворона обозначает предмет. Значит подчёркиваем его одной чертой. ) Ворона что делала? каркала. Это слово обозначает действие предмета. Подчёркиваем двумя чертами.
-С какой группой слов познакомились? (что обозначают слова: поёт, каркает?)
-Как звучит тема урока? Дополните. (Слова, которые обозначают ….. (действия)предметов)
Прочитайте загадку (про себя)
Он в берлоге _______ з..мой,
Под большою с..сной.
А когда __________ в..сна,
Он _______________ ото сна. (……)
-Какие вставим буквы? Всё ли понятно? Добавьте словечко: спит, придёт , проснётся. Кто это? Какие действия выполняет?(спит, проснётся)
-Что ещё может выполнять действия? Приведите примеры слов-действий с вопросами. Например, снег (что сделает?) растает.
Сделаем вывод.
-Ребята, посмотрите, на схему, которая получилась у нас на доске. Теперь мы можем что-то сказать о новой части речи. Кто попробует сформировать правило?
Откроем учебник на с.30 и прочитаем, как это правило написал для вас автор учебника.Совпали наши рассуждения? Какую новую информацию узнали? (Начальная форма)
— Расскажите правило, пользуясь схемой. (1 чел., затем хором)
— Просигнальте свой успех:
« + «– Я молодец! Уже запомнил правило!»
« «-Уже хорошо! Постараюсь запомнить ещё лучше!»
Физминутка
— Встаньте, сделайте физминутку. (Пауза).
-Нет, ребята, я бы хотела уточнить, какие движения вам нужно выполнять.
Пошагайте, пошагайте
Поскачите, поскачите,
Потянитесь и согнитесь,
Распрямитесь, наклонитесь
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте
Сядьте ровно, улыбнитесь.
— Какие слова помогли вам выполнить движения?
— Сделайте вывод, зачем нужны слова-действия в речи? (Делать нашу речь точной, понятной)
5. Этап закрепления новых знаний.
Продолжим наблюдать за словами, учиться находить слова-действия, ставить к ним вопросы. В этом нам поможет упр.36.-2 гр.
Составим алгоритм действий.
Первый шаг – Найти слово предмет.
Второй шаг от слова-предмета поставить вопрос к слову-действию
Взаимопроверка, взаимооценка. (По образцу на доске)
— Зажгите на полях огонёк успеха:
1гр.-по карточкам. Составить предложение
В, спит, берлоге, л.сной, хозяин.
Запишите. Подчеркните слово-действие. Слово-признак. Слово предмет.
6.Этап контроля и самоконтроля
(В паре по карточке)Среди слов найти слова-действия
1в.Рыж..й, душ..стый, друж..ть 2в. Ёж..к, круж..л, маш…на. Проверяют друг друга. Повторяют правило: жи-ши пиши с и.Называют слова-действия.
7.Этап подведения итогов.
Мы на вершине горы. Прочитайте её название (глагол).Сегодня вы познакомились с новой частью речи.
Задание для любознательных. Поищите информацию, почему эту часть речи назвали глагол.
-Вспомните чему должны были научиться на уроке?
-Как распознать эту часть речи? (по вопросам, что обозначает)
-Расскажите о глаголе по схеме.
8.Этап информирования о Д/з упр.38
9.Этап рефлексии
Разместите магнитики на горе на том уровне, которого достигли. (Всё было понятно,/ нужно поработать)
Подведение итогов работы класса.(Слово учителя).