«STOP, напряжение!»:

Тренинг направлен на: профилактику стрессовых состояний среди подростков.Неумение справляться со стрессовыми ситуациями в подростковом возрасте, непосредственно влияет на появление тревожности, депрессии и даже суицидальных мыслей.

         Для кого: подростки 14-16 лет

Время: 1 урок (45 минут)

Место проведение: свободное помещение, стулья и две-три парты для группового упражнения.

Количество: 10-15 учащихся

Цель:  познакомить подростков с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека, если не уметь использовать его себе на пользу;

Задачи:

— научиться с помощью практических упражнений  контролировать свое внутренне состояние.

— научиться «в моменте» управлять своими действиями в стрессовой ситуации;

Вступительная часть/организационный момент.

Приветственное слово ведущего.

— Добрый день. Надеюсь, что он действительно добрый, потому что вся наша жизнь состоит из стрессов.

Погода, обстоятельства, окружающие нас люди постоянно проверяют нас на прочность: останавливают, мешают достичь желаемого, окружающие не понимают, нарушают границы, упрекают, манипулируют, настаивают на своём, предъявляют требования. Таков этот мир – и раз мы живем в нём, то нужно научиться принимать его удары достойно.

Как справляться со всеми переживаниями и сложностями обычной жизни?

Как понять, насколько глубоко «сидит» в нас стресс?

Как стать устойчивым к стрессу?

Сегодня мы попытаемся найти ответы на все эти вопросы.

Для эффективной организации работы, формулируются и записываются правила.

Предложенные правила записываются на листе ватмана или вывешиваются в уже напечатанном виде на видное место. Пять правил:

— Поднятой руки

— Активной позиции каждого (быть активным)

— «Слушаем – слышим» (уважение и внимательность друг к другу)

— Точности (кратко и понятно высказываться)

— «Правило спящего» телефона (телефон в бесшумном режиме)

А теперь давайте попробуем создать приятную антистрессовую атмосферу…

Упражнение «Никто ещё не знает…»

Мы будем передавать по кругу мяч (другой предмет) со словами «Никто ещё не знает, что я…». Передавая друг другу предмет, нужно  называть то, чем каждый отличается от других. Можно назвать неизвестный и интересный факт из своей жизни.

Упражнение «Стаканчик воспоминаний» (актуализация темы)

Ведущий берёт и ставит на ладонь пластиковый стаканчик. Он просит участников сконцентрировать всё внимание на этом стаканчике и представить то, о чём он (ведущий) сейчас будет говорить.

Инструкция:

«Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших приятных и радостных переживаний и мыслей. В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно приятно. Это есть то, что вам очень нравиться в жизни, что является для вас дорогим и значимым, без чего вам было бы грустно и тяжело».

В неожиданный для всех момент, ведущий жёстко, быстро и громко  сминает стаканчик. Участники анализируют своё состояние в данный момент.

Вопросы для обсуждения:

-Что вы почувствовали в тот момент, когда стакан был смят?

-Каково ваше состояние сейчас?

-Когда появляются такие же чувства? Вспомните ситуации из жизни.

-Можно ли сказать, ситуация со стаканчиком была неожиданной и тревожной?

— Для кого громкий звук и неожиданность не повлияли на состояние?

То, что вы сейчас пережили и есть стресс.

То, что с вами происходило, является реакцией организма на стрессовую ситуацию. В переводе стресс означает «напряжение».

Стресс – это напряженное состояние организма или ответ организма на предъявленное ему требование – стрессовую ситуацию. Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Мини-лекция «Стресс – часть нашей жизни».

Стресс, не просто слово, а неотъемлемая часть нашей жизни. Пробки на дорогах, напряженный график работы (учёбы), конфликты с родственниками и друзьями, хроническая нехватка времени – все это рано или поздно может вывести из себя даже самого спокойного человека. Люди, живущие в режиме постоянного стресса, рискуют не только личным счастьем и успехом в карьере, учёбе но и здоровьем. Вообще, не стоит винить в своих бедах напряженный ритм жизни и природную эмоциональность.

Если вы хотите понять, находитесь ли вы под воздействием стресса, проанализируйте своё состояние.

Виды симптомов, указывающие на возможное воздействие стрессовых факторов на человека:

физиологические симптомы – бессонница, быстрая утомляемость, частые заболевания, боли в животе, головные боли и другие заболевания;

-эмоциональные симптомы – раздражительность, тревожность, страхи;

-поведенческие симптомы – отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, повышенная агрессивность по отношению к другим людям;

познавательные симптомы – нарушение концентрации внимания, снижение памяти и интеллектуальных способностей. Но не стоит путать эти симптомы с ленью или нежеланием учитья.

Избежать стрессов невозможно вообще. Это механизм приспособления нашего организма к окружающей среде. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Стрессов вообще избежать не возможно.

Можно избежать последствий стресса – плохого самочувствия, болезней, хронической усталости.

ВАЖНО. сам по себе стресс – это даже неплохо, потому что он вынуждает организм мобилизовать ресурсы, решить возникшую проблему и снять напряжение.

«Не следует бояться стресса.

 Его не бывает только у мертвых.

 Стрессом надо управлять.

Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

Ганс Селье

Работа в малых группах

Упражнение «Точка зрения»

Инструкция. Участникам предлагается  разделиться на четыре группы по принципу: океан – море – озеро – река. Каждой группе предлагается тема для обсуждения. На работу группам даются 5 минут. Затем каждая группа представляет всем результат коллективного обсуждения или коллажа. Каждой группе даётся возможность дополнить других участников и высказать свою точку зрения. Задания группам:

1)  описать (выполнить коллаж) человека, который менее других подвержен стрессу; Как такой человек выглядит внешне, что говорит, как действует?

2) описать (выполнить коллаж) человека, который более других  попадает в стрессовые ситуации; Какие действия, внешние данные, тон голоса, содержание диалога?

3)  написать (выполнить коллаж) факторы способствующие появлению стрессовой ситуации; Какие причины (для школьников), ведут к стрессовым ситуациям?

4) написать (выполнить коллаж)  способы,  помогают выйти из стрессовой ситуации. Что каждый использует для выхода из стресса?

Задания могут выполняться в виде коллажа.

Для этого можно использовать: картинки, названия из газет, собственные рисунки и надписи.

Чтобы выполнить задания группам, понадобится: собственное наблюдение, мнение, представления.

Как лучше действовать в ситуации стресса, тревожности и волнения? Чтобы успокоится и рационально мыслить необходимо:

— Попытаться переключить внимание, на любой предмет, попавшем в поле зрения. Опишите цвет, форму, материал, из которого изготовлен предмет.

-Можно объективно (только факты) описать стрессовую ситуацию, извлечь из нее выгоду.

Для саморегуляции своего эмоционального состояния можно активно использовать технику глубокого дыхания. Она не заметна для окружающих и очень полезна в ситуациях, где главным раздражителем становится чьё-то поведение.

Упражнение «Глубокое дыхание»

Все участники сидят или стоят в удобной для вас позе. Сначала делается глубокий вдох через нос на четыре счета. Рука, лежит или находится на животе. Затем задержка дыхания на четыре счета и выдох через рот на четыре счета. При этом поднимается рука на груди. После выдоха задержка на четыре счета.

Упражнение повторяется три-пять раз. Эффект наблюдается сразу же после выполнения упражнения.

Столкнувшись в жизни со стрессовой ситуацией, важно уметь позитивно мыслить. Когда мы говорим о поражениях, то рядом ставим слово «горечь», когда о победах – «сладость». Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить и награду – конфету.

Заключительная часть.

         —  Время прошло очень быстро, и наша встреча подошла к концу. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях. Что оказалось самым полезным? Что было просто интересным, но возможно не пригодится вам в жизни? А что было лишним и ненужным?

Рефлексия «Дерево-яблоня»

Представьте что перед вами:

— красное яблоко – что было самым полезным;

— зелёное яблоко – что было интересным, но не очень практически применимым;

— огрызок – что было бесполезным, ненужным, лишним.

В качестве дерева используем графическое изображение дерева. Чтобы понять какое в итоге получилось дерево, каждый рисует цветным карандашом своё состояние.

Красным карандашом – красное яблоко

Зелёным карандашом – зелёное яблоко

Коричневым карандашом – огрызок.

Это упражнение может быть и диагностическим. Оно позволит определить тех, кому нужно обучение снижения напряжения в обычных жизненных ситуациях.  

В завершении, предлагается устроиться на своих стульях поудобнее, включается релаксационная музыка. Участники закрывают глаза и чувствуют расслабление.