«САД ЧУВСТВ»
Релаксационное занятие
Возраст участников: подростки до 14-ти лет.
Цель: научить детей восстанавливать свое внутреннее равновесие и освобождаться от эмоционального напряжения.
Продолжительность 1 час.
Количество участников — 10-12 человек.
Результат.
- Получить возможность проявить к другому уважение и сочувствие, вживаясь в чужой опыт.
- Открыть для себя новые жизненные перспективы.
- Почувствовать состояние внутреннего равновесия в процессе релаксации.
- Познакомиться с элементами саморегуляции.
Материалы: «Камень повествования» (предмет), диск с записью спокойной музыки.
Инструкция: Сядьте все вместе в круг. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение.
Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок?
Многое в жизни вызывает у нас тяжелое состояние:
— когда мы испытываем страх перед контрольной;
— когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся,
— когда мы плохо выспались,
— когда поссорились с родителями.
Но и хорошие вещи могут вызывать у нас напряжение:
— когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так, что даже не можем заснуть.
Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется?
Подумайте об этом минутку в тишине.
Теперь будет говорить кто-нибудь один из вас.
Этот ребенок должен будет взять «камень повествования». Все остальные будут внимательно слушать.
Сейчас мы будем рассказывать друг другу истории из собственной жизни. Каждый, кто хочет, может нам что-то рассказать. Посмотрите на этот камень. Это «камень повествования»… Лишь тот, кто держит этот камень в руках, может говорить. Все остальные очень тихо слушают. Мы будем слушать события, которые пережил кто-то из нас. Каждый должен рассказать свою историю за 2-е минуты. Я буду засекать время по часам.
Предлагаемые темы для рассказа из жизни детей:
-Расскажи какую-нибудь историю о себе где приходилось переживать?
-Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься. Как тебе удалось этого достичь и что пришлось испытать и пережить?
-Расскажи о ситуации, в которой ты испытывал эмоциональное напряжение.
-Когда ты испытываешь физическое напряжение: в труде, в спорте, в учебе, в домашних делах?
Дети могут сами предлагать темы. В момент рассказов нужно будет сделать список разных возможных ситуаций, к которому вернуться в конце занятия.
А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь. Я хочу вам показать, как и в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия, освободиться от напряжения и обрести свежие силы. Закройте глаза, три раза глубоко вдохните и слушайте внимательно мой голос.
Включается спокойная музыка и звучит голос ведущего.
«Представь себе, что ты идешь по саду, по которому много лет не ступала нога человека, и твоя задача позаботиться об этом саде. Тебе надо навести в саду порядок и сгрести старые листья, сухие ветки, отцветшие цветы. Ты берешь легкие грабли и другой инструмент, который может понадобиться при уборке сада. Ты срезаешь старые сухие ветки, которые загораживают свет живым растениям…<пауза 1 минута> Удаляешь сорняки, которыми заросли маленькие тропинки… Ты заботишься о том, чтобы все вновь было красиво и можно было бы любоваться ухоженным садом… <пауза 1 минута> Затем ты сажаешь новые растения, чтобы всем необычным и редким растениям нашлось свое место… Теперь сад выглядит намного ярче и повсюду красочно сверкают пестрые цветы.
Ты слышишь чудесные звуки в этом саду: жужжание шмелей, пение птиц, шум далекого водопада… Но между тем, каким глубочайшим спокойствием наполнена природа! Этот покой помогает тебе хорошо сосредоточиться. Ты начинаешь острее слышать, ощущаешь самые тонкие запахи, становишься более чутким ко всему…
Все вокруг наполнено сильными запахами: смолистым ароматом сосны, запахом травы, благоуханием сирени, розы и жасмина. Вот в воздухе запахло дымом: где-то зажгли костер, чтобы приготовить еду. Представь себе всю эту вкусную пищу! А вот и сладкое — твой любимый десерт… Тебе настолько любопытно, что ты идешь к этому лагерному костру…и там находишь богато накрытый стол. Кто-то подарил тебе еще одну радость! И ты садишься за стол и наслаждаешься этой едой. <пауза 1 минута> Сидишь ты при этом на большом пне, бывшем когда-то частью могучего дерева… Ты проводишь рукой по коре и ощущаешь, сколько силы было в этом дереве…
В этом саду ты мог бы провести еще много времени. За работу, которую ты здесь проделал, ты будешь щедро вознагражден. Внутренний голос говорит, что ты можешь вернуться в этот чудесный сад в любое время, когда захочешь отдохнуть или найти покой. Этот сад цветет в твоем собственном воображении, которое такое же яркое и полное жизни , как и сам этот сад.
Теперь вздохни глубоко и попрощайся с садом. <пауза 1 минута> Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза.
Вопросы для обсуждения:
-Что ты чувствовал, когда слушал голос?
-Что ты переживал, были ли похожие переживания в твоей жизни?
-Знаком ли тебе стресс, который приносит пользу?
-Каких стрессов ты можешь избежать?
Здесь нужно обратиться к списку ситуаций, о которых рассказывали дети.
-Как ты сможешь избавиться от состояния напряжения, что будешь делать для этого?
-Что происходит с твоим телом, когда ты испытываешь стресс?
-Что делают твои родные, когда испытывают стресс?
-Что больше всего понравилось тебе в воображаемом саду?
-Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду: прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда?
Рефлексия.
Вопросы:
1.Какие чувства вы испытывали в момент расслабления?
2.Расскажите, каким был ваш сад?
3. Сможете ли вы вернуться сами в свой сад и в каких случаях вы будете это делать?