Как подростка научить говорить «НЕТ» и защитить себя?
Уважаемый взрослый!
Находясь рядом с ребёнком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства на их половую неприкосновенность. Помогут избежать насилия ребёнку или подростку «Правила пяти НЕ»
- НЕ разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- НЕ заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт.
- НЕ садиться с ними в машину.
- НЕ принимать от незнакомых подарки и НЕ идти к ним домой или ещё куда-либо.
- НЕ задерживаться на улице одному (с наступлением темноты). По возможности, ребёнка должны встречать/сопровождать родители, если школа далеко от дома.
Научите ребёнка или подростка говорить «НЕТ»
Если предлагают зайти в гости или подвезти до дома (даже если это соседи).
Если за ним в школу или детский сад пришёл посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришёл незнакомый (малоизвестный) человек и просит впустить его в квартиру или дом.
Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться/провести с тобой время.
Как понять, что ребёнок или подросток
подвергался сексуальному насилию?
(обратить внимание на признаки, которых ранее не замечали)
— вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду.
— постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, снижение настроения.
— уход от контактов, изоляция от друзей или близких.
— наоборот, поиск контакта для того, чтобы найти сочувствие и понимание.
— нарушение умственных процессов (мышления, внимания, восприятие, памяти), снижение качества выполняемой работы.
— отсутствие целей, планов на будущее.
— сильное чувство тревожности, страха, отчаяния.
— пессимистически оценивает свои достижения, не верит в то, что достигнет успеха.
— неуверенность в себе, низкая самооценка.
Данные проблемы могут появиться в школе, дома, в любой обстановке, когда ребёнок/ подросток слышит о насилии и выявляются через наблюдение.
Как помочь ребёнку или подростку?
В трудной ситуации ребёнку или подростку нужна поддержка.
— Общение в благоприятной обстановке. Чтобы ребёнок почувствовал себя в безопасности, проявите заботу в общении: выслушайте, используйте спокойный тон голоса, «теплые слова».
— Позвольте ребёнку говорить, не оценивая. Если ребёнок почувствует что его понимают, поддерживают, проявляют внимание, хотят выслушать, то сможет доверять, открыться и рассказать о жестокости по отношению к нему.
— Просто и ясно о страшном. Чтобы ребёнок не чувствовал себя виноватым и замкнутым, объясните ему простыми, понятными словами настоящие/предполагаемые причины жестокости.
— Формируйте самооценку ребёнка. Атмосфера насилия для ребёнка, снижает веру в себя и успех в жизни. Поэтому ребёнку нужно ежедневное понимание, любовь, забота, что он важен.
— Обучать навыкам достижения своей цели. Движение вперёд, умение переводить слово проблема в задачу, видеть альтернативы решений, возможности для развития даже там, где кажется что ситуация совсем тупиковая, искать выход из любой (возможно для ребёнка тупиковой) ситуации. Помогать и демонстрировать решение сложных жизненных задач проявляя понимание и уважение.
Рекомендации по выявлению насилия,
оказанию им помощи и профилактики жестокого обращения с детьми.
Ребёнка от домашнего насилия можно определить.
ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
— припухлые, «заспанные глаза»,
— бледное лицо
— всклокоченные волосы
— дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, покачивание на стуле).
— неопрятная одежда и другая запущенность
— общая неухоженность
— синяки, переломы, ожоги или другие травмы на теле которые ребёнок не может объяснить. Это заставляет постоянно прятаться во время переодевания на физкультуре, чтобы не увидели, не заметили и не спрашивали. В жаркую погоду не снимает одежду с длинными рукавами.
ПОВЕДЕНИЕ.
— сильная смена настроения
— сильная боязливость
— разговаривает сам с собой в воображаемом мире
— повышенная агрессивность (ломает игрушки, предметы, легко ввязывается в драки, причём выбирает тех, кто младше).
В ОТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ
— постоянно ищет одобрение, внимания
— безоглядно привязывается к любому человеку (искренне проявляет к нему интерес).
В условия подавления проявляются:
— сексуальность (стремление ласкать себя, гладить, обнимать, жалеть)
— хвастливость, постоянно говорит о том, какой он/она хорошие
— чрезмерная самокритичность, убеждённость что никчёмен, не умеет ничего
ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕДАГОГУ:
— беседы с ребёнком на достоверность
— знакомство с условиями проживания, общения в семье
ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ:
— доверии детям и подросткам
— ананимность
— формирование чувства безопасности у ребёнка