Как подростка научить говорить «НЕТ» и защитить себя?

Уважаемый взрослый!

Находясь рядом с ребёнком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства на их половую неприкосновенность.  Помогут избежать насилия ребёнку или подростку «Правила пяти НЕ»

  1. НЕ разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  2. НЕ заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт.
  3. НЕ  садиться с ними в машину.
  4. НЕ принимать от незнакомых подарки и НЕ идти к ним домой или ещё куда-либо.
  5. НЕ задерживаться на улице одному (с наступлением темноты). По возможности, ребёнка должны встречать/сопровождать родители, если школа далеко от дома.

Научите ребёнка или подростка говорить «НЕТ»

Если предлагают зайти в гости или подвезти до дома (даже если это соседи).

Если за ним в школу или детский сад пришёл посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришёл незнакомый (малоизвестный) человек и просит впустить его в квартиру или дом.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться/провести с тобой время.

Как понять, что ребёнок или подросток

 подвергался сексуальному насилию?

(обратить внимание на признаки, которых ранее не замечали)

— вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду.

— постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, снижение настроения.

— уход от контактов, изоляция от друзей или близких.

— наоборот, поиск контакта для того, чтобы найти  сочувствие и понимание.

— нарушение умственных процессов (мышления, внимания, восприятие, памяти), снижение качества выполняемой работы.

— отсутствие целей, планов на будущее.

— сильное чувство тревожности, страха, отчаяния.

— пессимистически оценивает свои достижения, не верит в то, что достигнет успеха.

— неуверенность в себе, низкая самооценка.

Данные проблемы могут появиться в школе, дома, в любой обстановке, когда ребёнок/ подросток слышит о насилии и выявляются через наблюдение.

Как помочь ребёнку или подростку?

В трудной ситуации ребёнку или подростку нужна поддержка.

Общение в благоприятной обстановке. Чтобы ребёнок почувствовал себя в безопасности, проявите заботу в общении: выслушайте, используйте спокойный тон голоса, «теплые слова».

Позвольте ребёнку говорить, не оценивая. Если ребёнок почувствует что его понимают, поддерживают, проявляют внимание, хотят выслушать, то сможет доверять, открыться и рассказать о  жестокости по отношению к нему.

Просто и ясно о страшном. Чтобы ребёнок не чувствовал себя виноватым и замкнутым, объясните ему простыми,  понятными словами настоящие/предполагаемые причины жестокости. 

Формируйте самооценку ребёнка. Атмосфера насилия для ребёнка, снижает веру в себя и  успех в жизни. Поэтому ребёнку нужно ежедневное понимание,  любовь, забота, что он важен.

Обучать навыкам достижения своей цели. Движение вперёд, умение переводить слово проблема в задачу, видеть альтернативы решений, возможности для развития даже там, где кажется что ситуация совсем тупиковая, искать выход из любой (возможно для ребёнка тупиковой) ситуации. Помогать и демонстрировать решение сложных жизненных задач проявляя понимание и  уважение.

Рекомендации по выявлению насилия,

оказанию им помощи и профилактики жестокого обращения с детьми.

            Ребёнка от домашнего насилия можно определить.

 ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

— припухлые, «заспанные глаза»,

— бледное лицо

— всклокоченные волосы

— дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, покачивание на стуле).

— неопрятная одежда и другая запущенность

— общая неухоженность

 — синяки, переломы, ожоги или другие травмы на теле которые ребёнок не может объяснить. Это заставляет постоянно прятаться во время переодевания на физкультуре, чтобы не увидели, не заметили и не спрашивали. В жаркую погоду не снимает одежду с длинными рукавами.

ПОВЕДЕНИЕ.

— сильная смена настроения

— сильная боязливость

— разговаривает сам с собой в воображаемом мире

— повышенная агрессивность (ломает игрушки, предметы, легко ввязывается в драки, причём выбирает тех, кто младше).

В ОТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ

— постоянно ищет одобрение, внимания

— безоглядно привязывается к любому человеку (искренне проявляет к нему интерес).

В условия подавления проявляются:

— сексуальность (стремление ласкать себя, гладить, обнимать, жалеть)

— хвастливость, постоянно говорит о том, какой он/она хорошие

— чрезмерная самокритичность, убеждённость что никчёмен, не умеет ничего

ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕДАГОГУ:

 — беседы с ребёнком на достоверность

— знакомство с условиями проживания, общения в семье

ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ:

— доверии  детям и подросткам

— ананимность

— формирование чувства безопасности у ребёнка