Хронологические границы: 10-15 лет.

Особенности развития личности. Подростковый возраст – это наиболее сложный переходный период от детства к взрослости. Процесс становления личности в подростковом возрасте связан с осознанием иерархии мотивов, образующих её содержание. По мнению Л. И. Божович, в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в мотивационной сфере, и к концу данного периода должна сложиться постоянная и осознанная иерархическая структура, в которой выступают потребности, ставшие ценными для подростка. Существенно изменяется «Я – концепция», становится более дифференцированной и индивидуализированной. Формируется «Я – реальное» и «Я – идеальное». Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, благодаря чему нарушаются прежние отношения между ребёнком и средой. Центральным психическим новообразованием в личности подростка является чувство взрослости. Оно занимает существенное место во внутренней позиции и состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребёнком, претендует на роль взрослого. Однако реализовать эту потребность школьник, как правило, не в состоянии. Подросткам свойственно стремление ко «внешней» взрослости, повышенное внимание к своей внешности. Типичные проявления подросткового кризиса – грубость и нарочитость поведения, стремление поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, игнорирование замечаний, замкнутость и т. п. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Основным механизмом развития самосознания в подростковом возрасте является рефлексия. Младшие подростки лучше и правильнее осознают оценивают свои особенности, связанные с учебной деятельностью. Подростки познают себя через сравнение с другими (сверстниками и взрослыми), у них развивается способность к идентификации. С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, наблюдается постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё большая опора на внутренние критерии. Однако у многих подростков самооценка положительных качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей. Расхождения между стремлениями, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребёнка-школьника, зависимо от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Младшие подростки часто не умеют видеть себя со стороны, не способны управлять своим поведением. Для старших подростков характерно стремление овладеть своими аффективными реакциями и поведением в целом, у них увеличивается тенденция к самоорганизации.