Тема: Закрепление пройденного материала. Внеклассное чтение на тему: «Жизнь дана на добрые дела»
Цель: планируется, что к концу урока дети будут знать содержание произведения; будут понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение).
ЗЛР: содействовать отрабатке умения пересказывать содержание текста по опоре;
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы;
создать условия для нравственно-этического воспитания.
- Организационный этап.
Добрый день, уважаемые колеги. Ребята у нас сегодня так много гостей – вы рады гостям? Значит какое у вас настроение? Всё у нас хорошо, прекрасное настроение — улыбнулись друг другу, солнышку, новому дню, нашим гостям. И с таким прекрасным настроением начнём наш урок.
- Этап закрепления знаний. «Мозговой штурм»
— Какая главная цель уроков чтения? (научится читать)
— Да, ребята, вы верно сказали, что главная наша цель научиться правильно грамотно читать. А прочитав много книг мы сможем правильно грамотно писать и разговарива, общаться будем тоже грамотно.
— Что нам нужно для общения? (речь)
— Речь бывает …….(устная и письменная)
— Мы пользуемся устной речью когда ….. (когда говорим или слушаем)
— Мы пользуемся письменной речью …. (когда пишем и читаем).
— Мы пишем и видим …… (буквы), а произносим и слышим … (звуки).
2. Давайте при помощи «Кластера» повторим всё ,что вы помните о звуках.
— Какие бывают звуки? (согласные и гласные). На доске вывешиваются два слова «Согласные» «Гласные»
— Какие бывают согласные? (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, парные, непарные)
— Какие бывают гласные? (ударные и безударные ).
(Дети вызходят к доске и вывешивают схемы с прорисоывание направления стрелок)
«Обратный кластер»
-А теперь, ребята, посмотрите: я составила тоже кластер, но не допустила ли я в нем ошибки. Это задание я предлагаю вам обсудить в паре со своим соседом, почему?
Заранее составляю кластер сама, оформляю на слайде, но намеренно пропускаю в нем некоторые компоненты. После изучения материала дети должны восстановить кластер, дополнив пропущенные элементы.
-А сейчас обратите внимание на схемы слов что я составила. Нет ли у вас замечаний?
- Этап работы над новым материалом.
Внеклассное чтение по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Сообщение темы
Кроссенс— Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Какой темой взаимосвязаны картинки?
Тема нашего внеклассного чтения «Жизнь дана на добрые дела» (Учащиеся хором читают)
— Какая цель нашего урока? (познакомися произведением о добром деле, будем учиться читать, отвечать на вопросы, анализировать текст).
4. Этап подготовки к восприятию произведения.
— А сейчас давайте прочитаем слова одной замечательной детской песенки. И постарайтесь выделить самые важные слова или выражения этой песни.
— Что самое важное в словах этой песни?
Добрым быть непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит радость и взамен не требует награды.
Физминутка. «Что такое доброта» Барбарики
— Рассматрите иллюстрацию и прочитайте слова улица, канава, кладь (с. 145).
— Все эти слова связаны с одним добрым делом, о котором вы узнаете из рассказа «Кладинка».
Значение слов:
канава — длинный неширокий ров, яма.
-На какой картинке вы видете канаву?
кладь — доски, бревна или камни, которые кладутся по краям ямы, ручья, большой лужи для перехода.
Кладинка — слово, образованное от слова «кладь», которое имеет уменьшительное значение: кладь — большой предмет, а кладинка — маленький.
Выразительное чтение учителем произведения.
— Послушайте, пожалуйста рассказ и подумайте: это выдуманная итория или такое могло произойти в жизни.
Кладинка
Идут утром Егорка с мамой. Егорка — в школу, в первый класс, мама на работу. Прошли свою улицу, к автобазе подходят. А тут канава, грязь. Как перейти?
— Переберемся ли? — спрашивает мама.
— Я-то перепрыгну, а что с тобой делать — не знаю, — ответил
Егорка.
Кое-как перепрыгнули. Оба. Пока мама очищала туфли, Егорка смотрел, как перебирались через канаву два школьника, девочка в голубой куртке и бабушка в черном платке. Бабушка долго выбирала сухое место и ругала грязь.
Загляделся Егорка, а мама тянет за руку:
— Пойдем быстрее, а то опоздаем!
На другой день Егорка взял с собой небольшую доску.
— А это зачем? — спросила мама.
— Понадобится, — ответил Егорка.
— Брось сейчас же!
— Не ругайся, мам, брошу…
Прошли несколько шагов.
— Ну, чего же не бросаешь? — хмурит брови мама.
— Еще чуток пронесу.
Так и до канавы дошли. Егорка положил свою дощечку, перешёл по ней первым и маму зовет:
— Иди, не бойся. Не сломается.
Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит:
— Ай да Егорка!
Двинулись дальше. А за ними остальные: два школьника, девочка в голубой куртке и бабушка в черном платке. Дайр Славкович
Проверка первичного восприятия
- Понравился рассказ?
- -Могла ли такая история произойти в жизни?
- Что вы думаете о Егорке? Вызвал ли он у вас симпатию?
Обсуждение содержания текста
— Ребята, что это? (облако слов)
— Вы знаете как с ним работать. Расскажите, что вы видете.
(Егорка и мама – главные герои, они с мамой, бабушкой в чёрном платке и двумя школьниками прошли грязь. У мамы были очень грязные туфли, она ругала грязь).
Зачитывание предложений.
- В каком классе учился Егорка? Из какого предложения мы это узнаем. Зачитайте.
- Удобно ли было людям перебираться через канавку?
- Что придумал Егорка?
- Сказал ли он об этом маме? Зачитайте диалог мамы и Егорки.
- Как вы думаете, почему не сказал? (Важны не слова, а дела.)
- Получилось ли у первоклассника Егора сделать доброе дело для многих людей?
- В чем мудрость данного произведения?
- Как вы думаете, приятно ли делать добрые дела? Почему?
- Действительно, ребята, добрые поступки вызывают в наших сердцах добрые чувства. Давайте с вами при помощи гексов соберем добрые чувства и добрые дела.
Составление гекса
5. Этап подведения итогов. Рефлексия.
Сегодня я познакомился с рассказом…
Было интересно…
Я понял, что…
Мне захотелось…
— Мне очень хочется, чтобы в вашей жизни было много добрых слов, в ваших сердцах добрых чувств, добрых поступков и добрых дел. А закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое подготовили наши ребята.
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.