Тема: Закрепление пройденного материала. Внеклассное чтение на тему: «Жизнь дана на добрые дела»

Цель: планируется, что к концу урока дети будут знать содержание произведения; будут понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение).

ЗЛР: содействовать отрабатке умения пересказывать содержание текста по опоре;

подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы;

создать условия для нравственно-этического воспитания.

  1. Организационный этап.

Добрый день, уважаемые колеги. Ребята у нас сегодня так много гостей – вы рады гостям? Значит какое у вас настроение? Всё у нас хорошо, прекрасное настроение — улыбнулись друг другу, солнышку, новому дню, нашим гостям. И с таким прекрасным настроением начнём наш урок.

  • Этап закрепления знаний.  «Мозговой штурм»

— Какая главная цель уроков чтения? (научится читать)

— Да, ребята, вы верно сказали, что главная наша цель научиться правильно грамотно читать. А прочитав много книг мы сможем правильно грамотно писать и разговарива, общаться будем тоже грамотно.

— Что нам нужно для общения? (речь)

— Речь бывает …….(устная и письменная)

—  Мы пользуемся устной речью когда …..  (когда говорим или слушаем)

— Мы  пользуемся  письменной речью …. (когда пишем и читаем).

— Мы пишем и видим …… (буквы), а произносим и слышим … (звуки).

2. Давайте при помощи «Кластера» повторим всё ,что вы помните о звуках.

— Какие бывают звуки? (согласные и гласные). На доске вывешиваются два слова «Согласные» «Гласные»

— Какие бывают согласные? (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, парные, непарные)

— Какие бывают гласные? (ударные и безударные ).

(Дети вызходят к доске и вывешивают схемы с прорисоывание направления стрелок)

«Обратный кластер»

-А теперь, ребята, посмотрите: я составила тоже кластер, но не допустила ли я в нем ошибки. Это задание я предлагаю вам обсудить в паре со своим соседом, почему? 

Заранее  составляю кластер сама, оформляю на слайде, но намеренно пропускаю в нем некоторые компоненты. После изучения материала дети должны восстановить кластер, дополнив пропущенные элементы.

-А сейчас обратите внимание на схемы слов что я составила. Нет ли у вас замечаний?

  • Этап работы над новым материалом.

Внеклассное чтение по теме «Жизнь дана на добрые дела»

Сообщение темы

Кроссенс— Ребята, рассмотрите все картинки на игровом поле. Они тесно связаны между собой. В центре картинка с вопросом, который задают вам герои. Подумайте. Какой темой взаимосвязаны картинки?

Тема нашего внеклассного чтения  «Жизнь дана на добрые дела» (Учащиеся хором читают)

Какая цель нашего урока? (познакомися  произведением о добром деле, будем учиться читать, отвечать на вопросы, анализировать текст).

            4. Этап подготовки к восприятию произведения.

— А сейчас давайте прочитаем слова одной замечательной детской  песенки.  И постарайтесь выделить самые  важные слова или выражения этой песни.

— Что самое важное в словах этой песни?

Добрым быть непросто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит радость и взамен не требует награды.

Физминутка.  «Что такое доброта» Барбарики

— Рассматрите иллюстрацию и прочитайте слова улица, канава, кладь (с. 145).

 — Все эти слова связаны с одним до­брым делом, о котором вы узнаете из рассказа «Кладинка».

Значение слов:

канава — длинный неширокий ров, яма.

-На какой картинке вы видете канаву?

кладь — доски, бревна или камни, которые кладутся по краям ямы, ручья, большой лужи для перехода.

Кладинка — слово, образованное от слова «кладь», которое имеет уменьшительное значение: кладь — большой предмет, а кладинка — маленький.

Выразительное чтение учителем произведения.

— Послушайте, пожалуйста рассказ и подумайте: это выдуманная итория или такое могло произойти в жизни.

                                                                    Кладинка

Идут утром Егорка с мамой. Егорка — в школу, в первый класс, мама на работу. Прошли свою улицу, к автобазе подходят. А тут канава, грязь. Как перейти?

— Переберемся ли? — спрашивает мама.

— Я-то перепрыгну, а что с тобой делать — не знаю, — ответил

Егорка.

Кое-как перепрыгнули. Оба. Пока мама очищала туфли, Егорка смотрел, как перебирались через канаву два школьника, девочка в голубой куртке и бабушка в черном платке. Бабушка долго выбирала сухое место и ругала грязь.

Загляделся Егорка, а мама тянет за руку:

— Пойдем быстрее, а то опоздаем!

На  другой день Егорка взял с собой небольшую доску.

— А это зачем? — спросила мама.

— Понадобится, — ответил Егорка.

— Брось сейчас же!

— Не ругайся, мам, брошу…

Прошли несколько шагов.

— Ну, чего же не бросаешь? — хмурит брови мама.

— Еще чуток пронесу.

Так и до канавы дошли. Егорка положил свою дощечку, перешёл по ней первым и маму зовет:

— Иди, не бойся. Не сломается.

Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит:

— Ай да Егорка!

Двинулись дальше. А за ними остальные: два школьника, девочка в голубой куртке и бабушка в черном платке.  Дайр Славкович

Проверка первичного восприятия

  • Понравился рассказ?
  • -Могла ли такая история произойти в жизни?
  • Что вы думаете о Егорке? Вызвал ли он у вас симпатию?

              Обсуждение содержания текста

— Ребята, что это? (облако слов)

— Вы знаете как с ним работать. Расскажите, что вы видете.

(Егорка и мама – главные герои, они с мамой, бабушкой в чёрном платке и двумя школьниками прошли грязь. У мамы были очень грязные туфли, она ругала грязь).

Зачитывание предложений.

  • В каком классе учился Егорка? Из какого предложения мы это узнаем. Зачитайте.
  • Удобно ли было людям перебираться через канавку?
  • Что придумал Егорка?
  • Сказал ли он об этом маме? Зачитайте диалог мамы и Егорки.
  • Как вы думаете, почему не сказал? (Важны не слова, а дела.)
  • Получилось ли у первоклассника Егора сделать доброе дело для многих людей?
  • В чем мудрость данного произведения?
  • Как вы думаете, приятно ли делать добрые дела? Почему?
  • Действительно, ребята, добрые поступки вызывают в наших сердцах добрые чувства. Давайте с вами при помощи гексов соберем добрые чувства и добрые дела. 

Составление гекса

5. Этап подведения итогов. Рефлексия.

Сегодня я познакомился с рассказом…

Было интересно…

Я понял, что…

Мне захотелось…

— Мне очень хочется, чтобы в вашей жизни было много добрых слов, в ваших сердцах добрых чувств, добрых поступков и добрых дел. А закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое подготовили наши ребята.

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле.

Давайте станем чуть добрее,

Не будем злиться на других.

Жить с добрым сердцем веселее.

Ценить друзей, любить родных.

Мы все зависим друг от друга,

Плоха ли жизнь, иль хороша.

Дождь за окном, кружит ли вьюга.

С добром всегда светла душа.