Форум-театр «Поворот»

Цель: развитие навыков безопасного поведения учащихся.

Задачи:

научить участников анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их и  находить оптимальный вариант решения проблемы;

разрушить отрицательные качества, стереотипы поведения;

поддержать положительные проявления в поведении.

Участники: группа волонтеров–актеров (учащиеся 7-9 классов), ведущий — модератор (педагог социальный) и целевая аудитория (учащиеся других школ, параллельные классы средней школы №9).

Сюжет представления корректируется самими участниками, а за основу берется готовый сценарий из методических разработок. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Зритель превращается из пассивного потребителя в активного участника всего происходящего.

Технология проведения форума-театра состоит из нескольких этапов:

знакомства участников;

знакомства с основными принципами и ходом работы;

представления, которое включает в себя несколько сцен;

разработки сценок, вживания в роли;

рефлексии.

Актеры проигрывают сценку до кульминационного момента. В этот момент модератор говорит: «Стоп!». Актеры останавливают представление. Модератор ведет диалог со зрителем (приблизительные вопросы: «Какая проблема затронута? Чем закончится данный сюжет? Как поступит каждый из героев?»).

Зрители предлагают свое видение продолжения ситуации, решения проблемы. Любой из них может принять участие в сценке и играть того, кого он хочет заменить.

Конкретная сценка (не представление) проигрывается еще раз сначала до конца как предлагают зрители. Сценка может проигрываться несколько раз, в зависимости от предложенных решений.

После представления проводится рефлексия:

Как вы себя чувствовали?

Были ли вы довольны предложенными публикой решениями ситуаций?

Насколько ситуации и их разрешение реальны?

Какие открытия вы сделали?

Довольны ли вы предложенным решением данной проблемы?

Практика показала (выступления прошли в СШ №6, СШ №9, СШ №5, СШ №7, СШ №11), что выигрышной является ситуация отсутствия взрослых в данных преставлениях (классных руководителей, администрации и др.). Контролирует ситуацию только модератор – педагог социальный. Наиболее интересным для учащихся моментом является замена одного из актеров на подростка-зрителя, который своими дальнейшими действиями должен разрешить проблему.

 В настоящее время данный проект является пилотным (на стадии внедрения), промежуточными результатами являются:

подростки раскрепощены, проходит живое обсуждение на равных, учащиеся не боятся высказывать свою точку зрения;

зритель может стать актером, спроецировать ситуацию на себя;

нет большого объема информации, обсуждается конкретная проблема (средняя продолжительность 45 мин.);

проект новый, практически и систематически не реализовывался до этого;

организация занятости учащихся в шестой школьный день, каникулярные периоды.

Технология проведения:

1. Приветствие. Представление.

2. Вступительное слово педагога. Актуализация проблемы. Знакомство с основными принципами и ходом работы.

3. Просмотр представления, которое включает в себя несколько мизансцен.

4. Обсуждение проблемных вопросов. Разработки сценок, вживания в роли.

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов. Вручение информационных материалов по профилактике наркопотребления.

Приветствие. Представление. Добрый день ребята. Мы являемся  волонтерами  клуба  «Милосердие», в состав которого входят учащиеся 6-9 классов нашей школы, а также ребята других учебных заведений.

Вступительное слово педагога.

Жлобинский район остается одним из регионов Республики Беларусь, где уровень распространенности наркопотребления и вовлечения  несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств продолжает ежегодно расти. Это связано со следующими основными факторами: рискованное поведение молодых людей; раннее знакомство с психоактивными веществами, формирование склонности к их употреблению; желание получить легкие деньги, а также иллюзия о том, что за один-два выхода ничего не будет, их не поймают, плюс вербовщики высылают им инструкции как не попасться, подпитывают уверенность в безопасности. На самом деле преступников устанавливают быстро, в среднем после месяца-двух, в некоторых случаях и в первый день «трудоустройства».

Сегодня вашему вниманию мы представляем форум-театр – театр непрофессиональных актеров. Вы, зрители, можете стать активными участниками всего происходящего, предложить свое видение продолжения ситуации, решения проблемы. Любой из вас может принять участие в мизансцене и играть того, кого он хочет заменить. Конкретная мизансцена может проигрываться несколько раз, в зависимости от предложенных решений.

Действующие лица:

Карина – 19 лет, потребитель наркотиков, 100% агрессор.

Олег – 20 лет, студент, угнетенный.

Мужчина – распространитель  наркотиков, 70% агрессор.

Катя, Аня, Ира – 16 лет, подруги.

Просмотр представления «Поворот».

Сцена 1. Улица.

Девушка разговаривает по телефону с парнем.

Карина – Слушай Олег, хватит! Ты мне надоел! Забудь про меня и не звони больше. Ты мне не нужен.

Олег – Карина, ну я так люблю тебя…

Карина – Перестань. Что такое любовь! Ха, любви нет, есть только привязанность. У нас с тобой и этого нет.

Сцена 2. Карина идет по улице, натыкается на мужчину.

Мужчина – Ты мне опять задолжала…

Карина – Да, я знаю! Но…

Мужчина (перебивая ее) – Молчи! Можешь вернуть другим способом. Найдешь еще одного клиента – вернешь долг. Если нет, приноси деньги. У тебя два дня. Иначе – пеняй на себя.

Карина – Да, конечно… Но…

Мужчина – Ты, видно, не поняла!

Карина – Да все я поняла. Ладно, сделаю. Не в первый раз.

Мужчина – Все, иди.

Сцена 3. Олег сидит в комнате, разговаривает по телефону с подругой.

Олег – Алло.

Карина – Олег, это я. Олег?

Олег (удивленно) – Карина?

Карина – Давай встретимся, а?

Олег – С удовольствием! А почему ты изменила свое решение?

Карина – Давай встретимся. Я все объясню.

Сцена 4. Улица. Карина и Олег встретились. Карина изображает любовь. Однако Олег ничего не подозревает.

Карина – Я поняла, что люблю лишь тебя. Я поняла, что ты мой идеал, моя мечта, моя судьба. Скажи, что любишь меня, скажи!

Олег – Да, люблю, конечно! Но ты же сама вчера сказала…

Карина – Не напоминай мне про мои дурацкие ошибки. Я не верю, что ты любишь меня. Докажи свою любовь (она протягивает пакет). Прими!

Олег – Ну это…

Карина – Ты любишь меня?!

 Олег – Да.

Карина – Тогда принимай.

(Олег берет пакет и поворачивается спиной к зрителям).

Сцена 5. Вечер. Около входа на дискотеку стоят Ира и Олег.

Олег – Ира, подожди меня. Я сейчас быстренько к ребятам, а то они без меня сейчас «примут на душу», и мне не хватит.

Ира – Чего не хватит?

Олег – Допинга. Постой, я скоро вернусь, и мы весь вечер будем вместе.

Ира – Я не поняла, о каком допинге ты говоришь? О выпивке?

Олег – Бери круче. Там так-о-е… И в кино ходить не надо. Слушай, пошли вместе, что ты тут одна стоять будешь? Еще обидит кто. Вон смотри хулиганья сколько развелось (обнимает Иру за плечи), а мне потом переживай за тебя…

Ира – Я не знаю…

Олег – Пошли, Ира. Там классная тусовка. Все свои, я тебя познакомлю.

Сцена  6. Появляются Катя и Аня. Ребята здороваются друг с другом.

Аня – Привет влюбленным!

Катя – Вы тоже на дискотеку? Пошли вместе!

Олег – Ага, на дискотеку, но чуть позже.

Аня – Чего так?

Олег – Да тут одно дельце намечается. Вы идите, мы потом к вам присоединимся.

Катя – Ирочка, что за дельце?

Ира – Олег хочет меня со своими друзьями познакомить. Олег, а девочкам можно с нами? (Ира поворачивается к Кате и Ане). Олег говорит, что у них там какой-то классный допинг есть, в кино после него ходить не надо. Пошли с нами?

Олег (дергает Иру за руку) – Кто тебя за язык тянет?

Катя – Какой допинг? Наркотики, что ли? Ира, ты что? О чем ты говоришь?

Ира – Олег не говорил, что это наркотики! Он не стал бы мне плохое предлагать. Ведь, правда Олег?

Олег – Ирка, ты какая-то пришибленная. Что ты несешь? Какие наркотики? Так, травки немного, таблеточки… Это же только для удовольствия, для кайфа.

Аня – Олег, что ты делаешь со своей жизнью!? Так же можно и наркоманом стать. Ты знаешь, как наркоманы заканчивают?

Олег – Ну все! Понеслось! Да заткнитесь вы, я сам знаю, что делаю!

Катя – Олег!

Олег – Что еще?

Катя – Ты Илью из третьего подъезда знаешь?

Олег – Ну, знаю. И что?

Катя – Он умер позавчера. Мы с похорон идем. Решили на дискотеку сходить, развеяться, настроение поднять.

Ира — А отчего он умер?

Аня – Передозировка. Он и его сестра – наркоманы. Позавчера в очередной раз приняли наркотик, что-то напутали с дозами. Сестру откачала, а Илья, наверное, слишком большую дозу принял. Мы точно не знаем, спросить было неловко, сами же понимаете. К маме его ведь сейчас не подойдешь.

Катя – А ведь Илье всего 18 лет было!

Олег – Да.. Ну, чего пристали ко мне, как репейники! Я не наркоман! (Поворачивается к Ире.) Ира, так ты идешь со мной или нет? Или я больше знать тебя не хочу!

Ира отходит от Олега. Олег хватает ее за рукав, тянет за собой. Ира в растерянности, но идет за Олегом.

Ира – Катя, Аня, вы с нами?

Катя  — Нет, и тебе не советуем.

Аня – Ира, подумай головой, остановись. А впрочем, твоя жизнь, как хочешь, так и поступай.

Сцена 7. Улица. Олег случайно встретил Карину.

Олег – Карина? Карина! Ты полгода меня избегаешь. Ты же любишь меня, ты мне говорила.

Карина (истерично смеясь) – Вот умора! Мне просто надо было клиента Волку подогнать, чтобы он мне долг простил. А ты поверил в эту чушь, которую я несла. Ха, ха, ха!

Олег в совершенной растерянности, пытается что-то с собой сделать.

СТОП!

Обсуждение проблемных вопросов. Разработки сценок, вживания в роли.

Какая проблема затронута?

С какого возраста наступает уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств?

Какие могут быть последствия от приема употребления наркотиков?

Какими могут быть последствия при незаконном обороте наркотических средств?

Как можно защитить себя от опасности стать наркопотребителем, наркозакладчиком?

Как поступить, если тебе предлагают дозу?

Как поступить, если тебе в интернете предложили работу, которая была связана с закладкой запрещенных веществ?

Как можно помочь человеку, который попал в компанию наркопотребителей, наркозакладчиков?

Чем закончится данный сюжет?

Как поступит каждый из героев?

Рефлексия.

Как вы себя чувствовали?

Были ли вы довольны предложенными публикой решениями ситуаций?

Насколько ситуации и их разрешение реальны?

Какие открытия вы сделали?

Довольны ли вы предложенным решением данной проблемы?

Подведение итогов. Вручение информационных материалов по профилактике наркопотребления.

Список использованных источников

  1. Живи с улыбкой: игры, тренинги, тесты, сценарии, высказывания, притчи / Авт.-сост.: С.А.Бергер, Ю.П. Мамчур. – Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2003. – 128с.: ил. – (В помощь педагогу-организатору).
  2. Использование элементов театрального искусства в профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи: сб. метод.материалов/сост. Е Родионова и др. – Минск: Лазурак, 2008. – 56 с.
  3. Мнение, Роман Вежновец : Бабочки летят на огонь: как подростки Гомельщины становятся закладчиками. Добавлено 14.05.2021.  Источник: http://gp.by © Правда Гомель.
  4. Я хочу провести тренинг: пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Яшина Екатерина [и др.]; под общ. ред. Степановой Ольги. – 3-е изд. –  М.: ООО РГ «Олден», 2006. – 201 с.