ТЕМА: Антонимы
ЦЕЛЬ: Создать условия для систематизации знаний об антонимах; способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы, развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Оборудование: карточки с слова-антонимы, слова синонимы.
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Проверка Д/З Упр.96, с.64
— Какие слова называются синонимами?
— Для чего их используют?
Большой – огромный, гигантский.
Смелый – храбрый, отважный.
Грустный – печальный, унылый.
Маленький – крохотный, небольшой.
Горячий – знойный, жаркий.
Чуткий – отзывчивый, внимательный.
3.Сообщение темы и целей урока. Читаем в книге стр.68
— Познакомимся со словами, которые называются антонимами.
— Научимся находить антонимы в текстах; отличать их от синонимов; подбирать к словам антонимы и использовать их в собственной речи.
4.Запись даты, чистописание. Орф. разминка.
Нужно для сч..стья п..рою немного:
Шоферу – прямая д..рога.
Летчику – ясное небо.
Прохожему — больше улыбок.
Уч..телю – меньше ош..бок.
— Вставим пропущенные буквы, объясним их написание.
— Назовите звуки в слове счастье, выпишите словосочетание
сч тье аст ив
— Какое соединение?
счастье счастливый осчастливить
— Поставить ударение, выделить корень.
— Запишите предложение под диктовку.
Дети сияли от счастья.
— Объясните смысл предложения.
— Что такое подлежащее, сказуемое?
— Подчеркните главные члены предложения, выпишите словосочетание.
— Подберите к слову счастье слово с противоположным значением.
5. Работа по теме урока. Работа по учебнику стр.69, знакомство с правилом.
— Как мы назовем слова счастье и горе?
— Найдите в стихотворении (орф.разминки) слова с противоположным значением (больше, меньше). Как они называются?
— К словам прямая, ясная, подберите антонимы.
Упр.97-98, выполняем по условию, дети записывают парами слова на доске и в тетрадях
— Какие слова называются антонимами?
6. Физ. минутка. Будем выполнять команды с противоположным действием и называть их.
Закройте глазки, откройте (2 раза)
Посмотрите вверх-вниз(2 раза)
Далеко-близко (3 раза)
Налево-направо (3 раза)
Поднимите ручки, опустите.
Наклонитесь вперед, выпрямитесь.
Вдохните, выдохните.
7. Закрепление. Упр.100, самостоятельная работа по вариантам (2 ученика выполняют у доски). Проверка.
Упр.101, самостоятельная работа по вариантам. Проверка.
8. Д/З Упр.102, с. 71
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Как отличить синонимы от антонимов?
-Найдите пару. (на доске)
день — ночь война — мир
сладкий — горький плакать — смеяться
радость — грусть белый – черный
— Закончите предложения:
а) На уроке мне было интересно…
б) Мне было трудно…
в) Для меня было недостаточно…