Урок № 6

Дата: 15.02.2024

Тема: Музыка в народных обрядах и праздниках (Масленіца, Гуканне вясны)

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление о белорусской календарно-обрядовой традиции (весенний цикл); овладеют умениями, необходимыми для участия в народных праздниках.

Задачи:

1. содействовать расширению представлений учащихся о православном празднике «Сретение Господне», о народных праздниках «Масленіца», «Гуканне вясны»;

2. способствовать закреплению представлений о тесной связи музыки и жизни;

3. содействовать формированию умений определять календарно-обрядовую музыку весеннего периода по характерным признакам;

4. создать условия для совершенствования умений выразительно петь, двигаться под музыку.

Оборудование: аудио-, видеоаппаратура, баян.

Музыкальный репертуар: Видео просмотр праздника «Масленіца», белорусская народная песня «А ў нас сёння Масленка», белорусская народная песня «Вясна-красна наступала», «Рамонка» муз. И. Лученка

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих/ отсутствующих.

Содержание работы.

1. Беседа по новой теме урока. Знакомство с праздником «Сретение Господне», с обрядами “Масленіца”, “Гуканне вясны”.

15 февраля — Сретение Господне. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.

на сороковой день после рождения Иосиф и Мария приносили в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа. При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.

Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:

Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей…

Этому событию – встрече старца Симеона с младенцем Иисусом и посвящается праздник Сретение Господне:

Сорок дней малютке-Богу.

В храм младенца принесли,

Соблюдая очень строго

Ритуал родной земли.

Трёхсотлетний Симеон

Очень долго ожидал,

Что Христа увидит он.

Наконец-то миг настал!

Старец взял младенца в руки

И пророчество изрёк:

Прекратить людские муки

Сына направляет Бог.

Старца праведного речи

Поразили будто гром.

Сретенье и значит «встреча»:

Старец встретился с Христом.

В Сретенье, день песнопений,

Совершают крестный ход.

Симеона прореченье

Вспоминает весь народ.

Восьмы тыдзень перад Вялікаднем называўся Масленкай. На гэтым тыдне пяклі бліны – сімвал сонца, надыходзячай вясны. Пачыналі вадзіць першыя веснавыя карагоды. Свята Масленкі – цэлы комплекс беларускай культуры, поўнае жартаў, забаў, асаблівага вяселля, гпрэзлівасці. На Масленку пачыналася і “гуканне вясны”.

На Беларуси святкаванне Масленіцы пачыналася непасрэдна ў чацвер, бяседныя застоллі – у пятніцу, а развітальная, прабачальная бяседа – у нядзелю.

Видео просмотр праздников «Масленіца», «Гуканне вясны» (в. Казлы Ельскага р-на Гомельскай вобл). Анализ просмотренного материала.

2. Физкультминутка.

3. Вокально-хоровая работа

1). Разучивание белорусской народной песни «Вясна-красна наступала»:

Вясна-красна наступала,

Ой, наступала.

Снег із поля саганяла,

Ой, саганяла.

Ой, вясна, мая вяснянка,

Ой, вясна-вяснянка.

Ты прыдзі-красуня з ранку,

Ой, красуня з ранку.

Вясна-красна наступала,

Ой, наступала. Гу-у-у-у!

2) Разучивание мелодии и текста белорусской народной песни:

А ў нас сёння Масленка, Масленка,

Ой, лялю рана Масленка, Масленка.

А з-пад куста ластаўка, ластаўка.

Ой, лялю рана ластаўка, ластаўка.

Сядзіць яна высока, высока,

Ой, лялю рана высока, высока.

Бачыць яна далёка, далёка.

Ой, лялю рана высока, высока.

Дай што ў вёсцы дзеецца, дзееца,

Ой, лялю рана дзеецца, дзееца.

Дзевяць хлопцаў жэняцца, жэняцца,

Ой, лялю рана жэняцца, жэняцца,

Дзевяць дзевак вянчаюць, вянчаюць,

Ой, лялю рана вянчаюць, вянчаюць.

В тетрадях ученики рисуют символ Масленицы – солнышко. На каждом лучике пишут слова-ассоциации на основе внешних признаков и внутренних ощущений («радость», «счастье», «забота», «любовь», «доброта», «благополучие» и др.)

3). Разучивание текста и мелодии песни «Рамонка» И. Лученка

5. Подведение итогов. Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о православном празднике «Сретение Господне», о народных праздниках «Масленіца», «Гуканне вясны”.