Урок № 6
Дата: 15.02.2024
Тема: Музыка в народных обрядах и праздниках (Масленіца, Гуканне вясны)
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление о белорусской календарно-обрядовой традиции (весенний цикл); овладеют умениями, необходимыми для участия в народных праздниках.
Задачи:
1. содействовать расширению представлений учащихся о православном празднике «Сретение Господне», о народных праздниках «Масленіца», «Гуканне вясны»;
2. способствовать закреплению представлений о тесной связи музыки и жизни;
3. содействовать формированию умений определять календарно-обрядовую музыку весеннего периода по характерным признакам;
4. создать условия для совершенствования умений выразительно петь, двигаться под музыку.
Оборудование: аудио-, видеоаппаратура, баян.
Музыкальный репертуар: Видео просмотр праздника «Масленіца», белорусская народная песня «А ў нас сёння Масленка», белорусская народная песня «Вясна-красна наступала», «Рамонка» муз. И. Лученка
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих/ отсутствующих.
Содержание работы.
1. Беседа по новой теме урока. Знакомство с праздником «Сретение Господне», с обрядами “Масленіца”, “Гуканне вясны”.
15 февраля — Сретение Господне. В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча». А событие, которому посвящён этот христианский праздник, согласно Библии, произошло на сороковой день после рождения Христа.
на сороковой день после рождения Иосиф и Мария приносили в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа. При входе в храм их встретил старец Симеон. Бог сказал ему когда-то, что он не умрёт до тех пор, пока на землю не придёт Спаситель, а он уже был очень старый и устал жить.
Увидев Марию с младенцем, Симеон подошёл к ней, взял на руки Иисуса и обратился к Богу с благодарственными словами:
– Теперь ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твоё, которое ты приготовил для всех людей…
Этому событию – встрече старца Симеона с младенцем Иисусом и посвящается праздник Сретение Господне:
Сорок дней малютке-Богу.
В храм младенца принесли,
Соблюдая очень строго
Ритуал родной земли.
Трёхсотлетний Симеон
Очень долго ожидал,
Что Христа увидит он.
Наконец-то миг настал!
Старец взял младенца в руки
И пророчество изрёк:
Прекратить людские муки
Сына направляет Бог.
Старца праведного речи
Поразили будто гром.
Сретенье и значит «встреча»:
Старец встретился с Христом.
В Сретенье, день песнопений,
Совершают крестный ход.
Симеона прореченье
Вспоминает весь народ.
Восьмы тыдзень перад Вялікаднем называўся Масленкай. На гэтым тыдне пяклі бліны – сімвал сонца, надыходзячай вясны. Пачыналі вадзіць першыя веснавыя карагоды. Свята Масленкі – цэлы комплекс беларускай культуры, поўнае жартаў, забаў, асаблівага вяселля, гпрэзлівасці. На Масленку пачыналася і “гуканне вясны”.
На Беларуси святкаванне Масленіцы пачыналася непасрэдна ў чацвер, бяседныя застоллі – у пятніцу, а развітальная, прабачальная бяседа – у нядзелю.
Видео просмотр праздников «Масленіца», «Гуканне вясны» (в. Казлы Ельскага р-на Гомельскай вобл). Анализ просмотренного материала.
2. Физкультминутка.
3. Вокально-хоровая работа
1). Разучивание белорусской народной песни «Вясна-красна наступала»:
Вясна-красна наступала,
Ой, наступала.
Снег із поля саганяла,
Ой, саганяла.
Ой, вясна, мая вяснянка,
Ой, вясна-вяснянка.
Ты прыдзі-красуня з ранку,
Ой, красуня з ранку.
Вясна-красна наступала,
Ой, наступала. Гу-у-у-у!
2) Разучивание мелодии и текста белорусской народной песни:
А ў нас сёння Масленка, Масленка,
Ой, лялю рана Масленка, Масленка.
А з-пад куста ластаўка, ластаўка.
Ой, лялю рана ластаўка, ластаўка.
Сядзіць яна высока, высока,
Ой, лялю рана высока, высока.
Бачыць яна далёка, далёка.
Ой, лялю рана высока, высока.
Дай што ў вёсцы дзеецца, дзееца,
Ой, лялю рана дзеецца, дзееца.
Дзевяць хлопцаў жэняцца, жэняцца,
Ой, лялю рана жэняцца, жэняцца,
Дзевяць дзевак вянчаюць, вянчаюць,
Ой, лялю рана вянчаюць, вянчаюць.
В тетрадях ученики рисуют символ Масленицы – солнышко. На каждом лучике пишут слова-ассоциации на основе внешних признаков и внутренних ощущений («радость», «счастье», «забота», «любовь», «доброта», «благополучие» и др.)
3). Разучивание текста и мелодии песни «Рамонка» И. Лученка
5. Подведение итогов. Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о православном празднике «Сретение Господне», о народных праздниках «Масленіца», «Гуканне вясны”.