Садилова Наталья Николаевна,
учитель музыки,
высшая квалификационная категория
Тема урока: «Музыка в народных обрядах и праздниках» (Каляды)
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будутиметь представление о белорусской календарно-обрядовой традиции (зимний цикл); овладеют умениями, необходимыми для участия в народных праздниках.
Задачи:
1. содействовать расширению представлений учащихся о народном празднике «Каляды»;
2. способствовать закреплению представлений о тесной связи музыки и жизни;
3. содействовать формированию умений определять календарно-обрядовую музыку зимнего цикла по характерным признакам;
4. создать условия для совершенствования умений выразительно петь, двигаться под музыку; для формирования элементарных актёрских и режиссёрских умений.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, нотная хрестоматия.
Оборудование: аудио-, видеоаппаратура, баян
Музыкальный репертуар: песня «Мірскі замак» муз. В. Кистеня, сл. И. Титовца, песня «Слуцкія ткачыхі» муз. В. Мулявина, сл. М. Богдановича, белорусская народная песня «А ў свеце нам навіна была», «Добры вечар табе, пане гаспадару», «Го-го-го, каза», «Прыехала Каляда ў вазочку», игра «Шла каза».
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
«У глыбінях зямлі
Нашых душ карані…»
Ніл Гілевич
1. Повторение темы прошлого урока.
На доске расположены картинки с изображением Мирского замка, Несвижского замка, слуцких поясов.
– На прошлом уроке, изучая тему «Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины», вы познакомились с архитектурой Беларуси XVI века. О каких старинных замках мы с вами говорили? (Мирский замок и дворцово-замковый комплекс в Несвиже).
– Ребята, а кто помнит, где находится Мирский замок? (В небольшом посёлке Мир, Гродненской области). В далёком XVI веке фундамент замка заложил князь Илинич. Однако чуть позже он оказался среди владений известнейшего рода Радзивиллов. Мирский замок был выстроен из камня и кирпича и должен был оборонять от вражеских набегов.
– А ещё какой величественный замок принадлежал князьям Радзивиллам? (Несвижский дворцово-парковый комплекс). В свое время он тоже был мощным и совершенным укреплением. И Мирский и Несвижский замки включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура старинных замков вдохновляет художников на создание живописных картин. Не остаются в стороне и композиторы. Современный белорусский композитор Виктор Кистень на слова Игоря Титовца написал песню «Мірскі замак».
– Вспомните, о чём рассказывает песня «Мірскі замак»? Какой характер музыки имеет эта песня? С каким настроением её нужно исполнять?
Ученики исполняют песню «Мірскі замак»
– Князьям Радзивиллам принадлежали не только величественные замки, но и мануфактуры, где в XVII-XVIII веках создавались необычайно красивые и дорогие предметы мужского гардероба – пояса. Мировую известность приобрели пояса Слуцкой мануфактуры. Сначала эта мануфактура располагалась в Несвиже, затем была перенесена в Слуцк, который славился искусными мастерами.
Слуцкие пояса – это одно из национальных богатств белорусов. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям – узорной каймой, а концы – растительным орнаментом. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми.
Прослушивание песни «Слуцкія ткачыхі» (муз. В. Мулявина, сл. М. Богдановича). Произведение посвящено слуцким мастерам.
2. Беседа по теме урока. Знакомство с колядным обрядом.
– А теперь мы перенесёмся с вами ещё глубже в историю. О прошлом нашей Родины могут рассказать нам не только старинные замки, но и народные обряды. Одним из самых весёлых праздников древних славянских народов являются «Коляды».
Просмотр презентации
– Праздник был связан в первую очередь с днём зимнего солнцестояния. Коляды завершают старый год и начинают новый. По одной из версий, само слово «Коляда» возникло от слова «Коло». Это слово символизировало Солнце. Празднуют Коляды, когда зима «оборачивается» к лету, день постепенно увеличивается, ночь уменьшается. Древние славяне верили, что совершаемые магические действия принесут им удачу в труде, уберегут их семьи от невзгод, бед и несчастий.
– Давайте вспомним, когда празднуются Коляды?
(На доске ребята создают временную шкалу, размещают соотношения: 7 января – Рождество, 13 января – Щёдрый вечер, 19 января – Крещение.
Празднование Коляд начиналось вечером 6 января обрядовой трапезой, которая называлась постной или первой кутьей. Кутья – это каша из пшеницы с мёдом или сахаром. 7 января люди праздновали Рождество: ходили в церковь, молились. В этот день готовили богатый стол, делали много мясных блюд. Вечер с 13 на 14 января назывался Щёдрый. Кутью делали с добавлением молока, масла, мака, орехов. Хозяева обращались к Морозу: “Мароз, Мароз, хадзі куццю есці, а ў летку не бывай, агурочкі не з’ядай”.
По дворам ходили колядовщики. Люди верили: “Каляда прыйдзе – добры год будзе”, “Калядоўшчыкі ў хату шчасце нясуць”, “Чыю хату каза мінае, там цэлы год нялюцкае жыццё будзе”. Согласно поверью, Коза – символ плодородия, богатого урожая, она оберегает дом от злых сил. Поэтому кто-нибудь из колядовщиков обязательно наряжался в козу (одевал вывернутый мехом наружу кожух, надевал маску с рожками). Одним из атрибутов была колядная звезда – символ Рождества Христова. Колядовщики поздравляли хозяев, пели песни, показывали весёлые сценки.
Просмотр видеофрагмента
3. Слушание и исполнение музыкальных произведений, рассказывающих о традициях праздника Коляды.
– Среди песен, которые пели колядовщики, было много рождественских, связанных с рождением Исуса Христа.
Разучивание песни «А ў свеце нам навіна была»:
1. А ў свеце нам навіна была, Святы вечар.
Там Прачыстая сына радзіла, Святы вечар.
2. У небе зорачкі засвяціліся, Святы вечар.
Прыйшлі мудрацы пакланіліся, Святы вечар.
3. Узрасло дзіця, сам Гасподзь Бог, Святы вечар.
Праўды свет знайсці ён нам дапамог, Святы вечар.
Гучыць музыка. Уваходзіць гурт дзяцей
Хлопчык: Прыйшла Каляда да вашага двара! Дзверы адчыняйце! Каляду сустракайце!
Хлопчык:Мы вашага двара не мінаем. З каляднай песняй і святам вітаем.
Гаспадыня: Калядоўшчыкі ідуць! Заходзьце, заходзьце, даражэнькія! Я вас даўно чакаю, у вокны паглядаю.
1. Добры вечар табе, пане гаспадару.
Радуйся. Ой, радуйся, земля, сын Божы нарадзіўся.
2. Засцілайце сталы настольнікам белым.
Радуйся. Ой, радуйся, земля, сын Божы нарадзіўся.
3. І кладзіце калачы, святое пшаніцы.
Радуйся. Ой, радуйся, земля, сын Божы нарадзіўся.
Дзяўчынка:Учора-звячора зара засвяціла. Зара засвяціла – свет узвесяліла. Свет узвесяліўся – Хрыстос нарадзіўся. Хрыстова Раджэнне – людзям на збаўленне.
Дзяўчынка:Ангелы святые сына калыхалі, ды святые песні ўсе яму спявалі. Ды ўсе людзі рады, ды ўсе весяляцца. На Божага сына дай не наглядзяцца.
Хлопчык: Мы са святам Вас вітаем, шчасця, радасці жадаем!
Дзяўчынка:Гаспадынька, каб у тваём статку было ўсё ў дастатку.
Дзяўчынка: Каб у вашай хаце не змаўкаў смех дзіцяці.
Дзяўчынка:Ой, ты гаспадынька, запалі свечку, ды ідзі ў клетку.
Набяры грэчкі, а паверх яечкі!
Хлопчык: Шчодрык-бодрык, дай варэнік,
Гаршочак кашкі, наверх каўбаскі!
Дзяўчынка: Ты, гаспадыня, не ляніся, каля бочкі павярніся,
Нясі квас вядром, а пірагі мяшком!
Хлопчык: Шчадрую-шчадрую, дзесьці сала чую,
Дайце каўбасу – бацьку панясу.
Бацька будзе есці ды барадою трэсці,
Вусамі ківаць ды Бога ўспамінаць.
Дзяўчынка:Мы да вас ішлі, ды казу знайшлі. Ну, каза, пакажыся, усім людзям пакланіся.
Усе вучні спяваюць песню:
Го-го-го, каза, го-го, шэрая!
Дзе каза нагой, там жыта капой.
Дзе каза хвастом, там жыта кустом.
А дзе каза рогам, там жыта стогам.
Дзе каза бывае, там шчасце вітае.
Каза:А хто з казой патанцуе, таму ў гэтым годзе пашанцуе.
Гульня“Шла Каза”: Шла Каза, шла Каза ды па ельнічку.
Запрашала ўсіх на вяселечка.
Каза: Выбіраю я цябе. Ме-е-е. (Каза танцуе з тым, каго выбрала, астатнія дзеці пляскаюць у далоні).
Усе вучні ў класе выконваюць песню:
1. Прыехала Каляда ў вазочку, да на сівенькім канёчку.
Каляда, Каляда, Калядзіца, ты добрая маладзіца (2 раза).
2. Прыехала Каляда ў вечары, прывезла пірагоў, печыва.
Каляда, Каляда, Калядзіца, ты добрая маладзіца (2 раза).
3. Ой, чакалі Каляду дзяўчата, прывязла яна ім дудак рэшата
Каляда, Каляда, Калядзіца, ты добрая маладзіца (2 раза).
Вядучая: Дзякуй вам, калядоўшчыкі за добрыя і шчырыя пажаданні.
3. Заполнение таблицы. Работа над понятием “Любовь”
Музыкальное произведение | Какие чувства отражены в музыке |
«Мірскі замак» | Чувство любви к Родине |
«Добры вечар табе, пане гаспадару», «А ў свеце нам навіна была» | Радость, благодарность, любовь к Богу, доброжелательность |
«Го-го-го, каза» | Забота о новом урожае |
«Прыехала Каляда ў вазочку» | Любовь к людям, радость, щедрость, гостеприимство |
4. Творческая работа
Учитель: В мороз и солнце, и во время стужи,
Когда снежинок рой танцует вальс,
Пусть добрые слова согреют души
И теплотой окутывают вас.
- Ребята, на столе у вас лежат снежинки. На каждой снежинке напишите слова-ассоциации (метод ассоциации на основе внешних признаков и внутренних ощущений, ассоциации на основе воспоминаний) к празднику Коляды и прикрепите эти картинки рядом с аппликацией “Калядоўшчыкі”.
5. Подведение итогов. Учащиеся повторяют, что нового они узнали о традиции празднования Каляд? Какие песни разучили? Учащиеся дают общую оценку работы класса на уроке, определяют, с каким заданием у них получилось справиться лучше всего, а что вызывало наибольшие трудности.