ИНФОРМАЦИЯ. ПАМЯТКИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру Ресурсного центра государственного учреждения образования «Средняя школа №9 г. Жлобина» (далее – Ресурсный центр).
1.2. Ресурсный центр – структурное подразделение учреждения образования, где концентрируются материально-технические, педагогические и информационные ресурсы.
1.3 Критериями, в соответствии с которыми функционирует ресурсный центр, являются: · осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений образования по пропаганде навыков здорового образа жизни; · эффективное использование педагогами учреждения современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в образовательном процессе; · наличие в учреждении кадровых, методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве ресурсного центра; · наличие нормативной документации, обеспечивающей деятельность центра.
1.4. В своей деятельности Ресурсный центр руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, настоящим Положением.
1.5. Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма Жлобинского райисполкома, учреждениями образования, другими организациями, заинтересованными в развитии системы образования.
1.6.Рресурсный центр не является юридическим лицом.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
2.1. Основной целью деятельности ресурсного центра является распространение перспективного педагогического опыта работы, направленного на решение приоритетных задач развития системы образования 2.2. Задачами ресурсного центра являются: · освещение деятельности ресурсного центра через сайт учреждения образования, печатные издания; · разработка методических рекомендаций для классных руководителей по организации мероприятий, ориентированных на пропаганду ВИЧ/СПИД и пропаганду навыков здорового образа жизни; · формирование навыков безопасного и ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском инфицирования ВИЧ; · повышение уровня информированности о проблеме ВИЧ/СПИД; · формирование гуманного отношения к людям, затронутым проблемой ВИЧ/СПИДа; · распространение опыта совместной работы учреждения образования и общественных организаций в данном направлении. Основные аспекты профилактической работы: · распространение объективной информации об эпидемической ситуации в республике, регионе; · информирование о путях заражения ВИЧ-инфекцией и факторах ее передачи; · формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; · разъяснение мер профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, реальности заражения при определенном образе жизни; · разъяснение законодательных, правовых и социально-медицинских мер по ВИЧ-инфекции и защите прав ВИЧ-инфицированных; · Практические занятия проводят классные руководители, педагог-организатор, педагог социальный педагог-психолог. В школе подготовлена группа волонтёров для работы со сверстниками: · — по профилактике ВИЧ/СПИД; · — по наркопотреблению; · — по здоровому образу жизни.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА государственного учреждения образования «Средняя школа № 9 г. Жлобина».
3.1 Организационно-методическая работа: Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для: · подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, курсов повышения квалификации по актуальным вопросам развития образования; · организации научно-исследовательской деятельности учащихся; · организации методических консультаций.
3.2 Научно-методическая работа: · участие в формировании банка методического продукта; · изучение перспективного педагогического опыта и достижений в системе общего образования и их распространение; · сопровождение конкурсов профессионального мастерства; · организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.; · организация консультационной деятельности.
4. СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
4.1 Структуру ресурсного центра учреждение образования определяет самостоятельно.
4.2 Непосредственное руководство текущей деятельностью ресурсного центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом руководителя учреждения образования.
4.3 Руководитель ресурсного центра несет ответственность за его деятельность.
4.5 Руководитель ресурсного центра подчиняется непосредственно руководителю учреждения образования и подотчетен ему.
4.6 В учреждении образования, обладающим статусом ресурсного центра, должна быть следующая документация: — Положение о ресурсном центре; — приказ об открытии ресурсного центра, о лицах, ответственных за работу ресурсного центра; — — план работы ресурсного центра; — отчёты о проделанной работе.
5. ОТЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
5.1 С целью организации широкого доступа педагогических работников учреждений образования к разработкам Ресурсного центра, ресурсный центр размещает информацию на сайте учреждения образования.
Разработки. Классные часы. Сценарии мероприятий.
Задачи:
1. Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ/СПИД. Ознакомить с историей возникновения болезни.
2. Дать информацию о путях заражения вирусом иммунодефицита человека и возможности информирования. 3. Вооружить учащихся методами и способами профилактики ВИЧ/СПИДа.
План:
1. Статистическая информация.
2. Основные понятия по проблеме ВИЧ/СПИД. История происхождения ВИЧ.
3. Пути заражением иммунодефицита человека.
4. Основные меры профилактики.
5. Подведение итогов. Игра «Риск заражения».
Ход урока:
1. Статистическая информация. СПИД – это болезнь, которой могут заболеть как взрослые, так и дети. В настоящее время ВИЧ-инфекция регистрируется во всех странах мира. Сегодня Беларусь занимает третье место среди стран СНГ (после Украины и России) по количеству людей, заразившихся ВИЧ. Уже более 30,6 млн. человек заболели этой болезнью, среди них около 1,1 млн. детей. Это болезнь, при которой поражается иммунная (защитная) система организма, когда он становится не в состоянии бороться с различными инфекциями. Заразившись СПИДом, человек болеет долго (5-10 лет), и болезнь проходит несколько стадий своего проявления, последняя из которых обозначается как СПИД и заканчивается смертью.
2. Основные понятия по проблеме ВИЧ/СПИД. История происхождения ВИЧ. Аббревиатура СПИД означает: Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Синдром – это признаки, которые показывают наличие заболевания. Приобретенный – эта болезнь не наследственная. Она передается от больного человека к здоровому. Иммунодефицит – это недостаточность защитных сил организма, чтобы сопротивляться инфекции. СПИД вызывается вирусом, который называется ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. Вирусы – это живые организмы, которые настолько малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) это вирус, который передается от зараженного человека здоровому и поражает защитную систему организма. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у человека, инфицированного вирусом иммунодефицита (ВИЧ), появляются первые признаки болезни. Человек, в организм которого проник вирус, не ощущает этого и выглядит вполне здоровым. Тем не менее, для других он представляет опасность. Откуда появился ВИЧ? По мнению американского ученого Роберта Галло, одного из исследователей, с чьим именем связано открытие возбудителя СПИДа, ВИЧ возник очень давно и распространился в изолированных от внешнего мира группах коренного населения Африки. Экономическое освоение территорий, расширение контактов, колонизация Африки способствовали распространению вируса и на других континентах. Для вируса СПИДа характерна большая изменчивость. Со временем из безобидного вируса он превратился в весьма агрессивного возбудителя, который до сих пор держит в страхе весь мир. 3. Пути заражения вирусом иммунодефицита человека. Наибольшее количество вируса у инфицированного человек содержится в крови, семенной, вагинальной и спинномозговой жидкостях, грудном молоке. Вирус передается тремя основными путями: — половым; — через нестерильные шприцы и иглы при совместном употреблении наркотиков; — при использовании колюще-режущих предметов, если они загрязнены кровью человека, у которого есть данный вирус; — от матери к еще не родившемуся или новорожденному ребенку во время родов или кормления грудью. В результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается: — при дружеских объятиях и поцелуях; — через рукопожатия; — при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями; — при пользовании письменными принадлежностями и домашней утварью; — при пользовании бассейном, душем, общественным туалетом; — в общественном транспорте; — животными, насекомыми, в том числе и кровососущими; — воздушно-капельным путем при общении; — при уходе за больным СПИДом.
4. Основные меры профилактики. Зная основные пути передачи ВИЧ-инфекции, человек должен: — соблюдать правила личной гигиены: использовать индивидуальную зубную щетку, бритву, маникюрные принадлежности и т.п. — не пробовать и не прикасаться к наркотическим веществам: даже однократное введение наркотика может привести к заражению вирусом иммунодефицита человека; — при прокалывании ушей пользоваться исключительно стерильными инструментами; — избегать вступления в ранние половые отношения, так как это может привести к заражению ВИЧ, венерическим болезням и нежелательной беременности. Все это называется мерами профилактики.
5. Подведение итогов. Игра: «Риск заражения» Цель: закрепить знание учащихся о путях передачи ВИЧ-инфекции. Место проведения: Школьный класс. Количество участников: 20-30. Время: 45 минут Необходимые материалы: Два набора карточек Описание игры: Ведущий раскладывает на столе или на полу 4 карточки-сектора: «Высокий риск», «Низкий риск», «Нет риска», «не знаю». Ведущий раздает участникам игры карточки, на которых указаны: — типы социального поведения; — предметы общего пользования; — биологические жидкости организма; — пустая карточка. Участникам игры дается 2-3 минуты подумать, относится ли то, что указано в полученной карточке, к высокому, низкому риску заражения ВИЧ-инфекцией или не относится. Ведущий предлагает положить каждому свою карточку, сектор, которая наиболее, по его мнению, отражает степень риска инфицирования. В случае если участник не знаком с каким-либо понятием или не знает, куда отнести карточку, то ему предлагается положить ее в сектор «Не знаю». Пустая карточка остается у игрока. Ведущий рассматривает и поясняет карточки, положенные в каждый из 4 секторов, в такой последовательности: — «Не знаю»; — «Высокий риск»; — «Низкий риск» — «Нет риска». Игроку с пустой карточкой предлагается придумать ситуацию, приводящую к высокому или низкому риску либо не представляющую никакого риска заражения ВИЧ-инфекцией. Ситуация не должна дублировать уже рассмотренные. Карточки – сектора раскладываются произвольно. Участники говорят по очереди, не перебивая друг друга. Примечание для ведущего Перед началом игры ведущий оговаривает следующее правило, обязательно как для ведущего, так и для участников игры: создание и поддержание доверительной атмосферы среди участников игры.
Познакомить школьников с основными сведениями о болезни СПИД, о способах распространения заболевания и мерах профилактики. Оформление зала: Выставка плакатов «Подростки против СПИДа и наркомании»; на сцене – слова «Не стань обреченным» и символ Всемирной Ассоциации борьбы со СПИДом. Организатор заранее объявляет о проведении игры. Учащиеся по желанию формируют две команды по 6 человек в каждой. С этими командами педагог работает дополнительно (рекомендует прочитать литературу, советует, на какие вопросы обратить особое внимание). За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Выигрывает та, которая наберет большее количество очков. Роль ведущего может выполнять кто-то из ребят. В гейме «Ты – мне, я – тебе» команды задают друг другу подобранные заранее вопросы. Вед. Добрый вечер, уважаемые друзья! Наша сегодняшняя встреча необычна. Это будет не просто вечер, а вечер, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом. Мы постараемся дать вам нужную информацию об этой страшной болезни. Большинство людей вашего возраста скептически относятся к этой проблеме, потому что молоды, потому что беспечны. Мы верим, что наша сегодняшняя встреча принесет вам пользу. Об этом должен знать каждый. Литмонтаж. 1 декабря на всех континентах нашей планеты проходят тысячи мероприятий, чтобы люди поняли опасность инфекции, несущей угрозу человечеству, изменили стереотипы поведения, усилили бдительность. Более 15 лет назад, 5 июля 1981 года, в еженедельном бюллетене американского центра по контролю за заболеваниями в Атланте (штат Джорджия) появилось описание загадочного случая: пять молодых людей из Лос-Анджелеса заболели редким легочным заболеванием, которое до тех пор встречалось лишь у пожилых людей с ослабленной иммунной системой. Прошло всего несколько месяцев, прежде чем стало очевидно: этому сообщению навсегда было суждено войти в историю как первому описанию доселе неизвестной и неизлечимой болезни, получившей название синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД). Мы уже привыкли к различного рода дефицитам, так что знаем: это нехватка или недостаток чего-то. В данном случае – иммунных или защитных сил организма. Чума ХХ века… Информацию о ней можно встретить повсюду: на рекламных щитах, в листовках, расклеенных в общественном транспорте, в видео роликах на всех каналах ТВ, даже на обложках школьных тетрадей. Все это стало привычным антуражем нашей повседневной жизни. И, может быть, поэтому почти не привлекает внимания. По данным Всемирной организации здравоохранения число зарегистрированных случаев болезни превышает 1,5 миллиона и более 20 миллионов инфицированных. Самое страшное, что эпидемия расширяется. Ученые утверждают, что через 20-30 лет от СПИДа погибнет половина человечества. Каждый час в мире умирает от болезней, вызванных СПИДом, 125 человек и заражается ВИЧ-инфекцией 110 человек. Говорят, великие прорицатели задолго до нынешнего столетия предсказали человечеству смертельно опасную болезнь, посланную людям в наказание за распущенность и грехопадение. Даже если так, то наказание это оказалось чересчур жестоким. Мало того, что болезнь оказалась заразной и переросла в глобальную эпидемию, не признающую границ, она еще растянулась во времени, отбирая жизнь по капле. В настоящее время в мире три крупных района распространения болезни: США, Центральная Африка, Западная Европа. В Беларуси выявлено на 01. 12. 2015 г. 2257 человек, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Специалисты считают, что реальное число ВИЧ инфицированных в 10-12 раз больше. Почему летом 1996 года заговорили о городе Светлогорске? В июне трем жителям Светлогорска был поставлен диагноз ВИЧ-инфекция. А спустя месяц она была выявлена еще у 153 жителей города. К сожалению, количество инфицированных растет как снежный ком. И ты когда-то был красив, И молод, и селен. Но все сломал, разрушил СПИД… Все погрузилось в сон. Ты был один среди друзей. И ты искал добра. Ты звал во тьме ночной людей, Ища от них тепла. Но их глаза были пусты И холодны сердца. Они топтали те цветы, Что ты им показал. В отчаиньи ты закричал И бросился бежать. Рукой дрожащей шприц ты взял, И время встало вспять. И вот теперь конец всему… Конец… Померк рассвет. И поздно нет сказать ЕМУ Кровавый в сердце след. А люди смотрят на тебя И говорят: «Он слаб!» И не винят ни в чем себя, А в чем же их вина?.. Сколько жизней знаменитых и талантливых людей мира – музыкантов, спортсменов, танцовщиков унесла эта болезнь. Так болезнь победит человека или человек победит болезнь? Будем надеяться на лучшее. Не может остаться в стороне от этой проблемы никто. Откладывать ее на завтра более чем рискованно, а точнее преступно, ибо для многих живущих этого завтра уже может не быть. Альтернативы здесь нет. Право на бытие имеет либо вирус, либо человек. Сосуществование исключено. Вед. Сейчас проведем игру «Не стань обреченным». Соревнуются команды 8-х классов. Занять свои места на сцене приглашаются участники команды 8-х классов. Представление жюри. Игра состоит из нескольких геймов-туров. 1 гейм «Разминка» На карточках зеленого и оранжевого цвета записано по три вопроса. Выбрав карточку, команда сразу отвечает на предложенные вопросы. Право выбора предоставляется 10 кл.. Отвечает команда 11 класса. 1. Что такое СПИД? (Заболевание иммунной системы). 2. Как обеззараживаются медицинские инструменты? (ВИЧ погибает при t 50, при дезинфекции спиртом, хлорамином). 3. Кто больше всего рискует заразиться СПИДом? (Наркоманы, проститутки, гомосексуалисты). 1. Чем вызывается СПИД? (ВИЧ). 2. Как можно заразиться СПИДом? (При переливании крови; половым путем; во время внутриутробного развития от матери к ребенку). 3. В чем заключается преимущество одноразовых шприцов? (Ими, возможно, воспользоваться повторно). Пока жюри подводит итоги, у нас небольшой музыкальный перерыв. 2 гейм «Блиц-опрос». На карточках записаны вопросы, к каждому вопросу предлагаются варианты ответов. Капитан выбирает вопрос, команда читает предложенные варианты ответов и выбирает правильный. Начинает второй гейм команда 8-х классов. 1. Когда впервые появилось научно-обоснованное описание СПИДа, как новой и неизлечимой болезни? А) 1979г; Б) 1981г; В) 1984г; Г) 1961г. 2. ВИЧ это… А) Ретравирус, повреждающий и парализующий нервную иммунную систему; Б) Непатогенный вирус; В) Вирус, поражающий печень. 3. Кого из перечисленных ниже лиц можно отнести к группе риска? А) лица, работающие с инфицированными; Б) лица, ведущие беспорядочную половую жизнь; В) лица, питающиеся в столовых и ресторанах; Г) наркоманы. 4. Выберите из предложенных примеров пути заражения СПИДом. А) совместные игры; Б) рукопожатие; В) половой контакт; Г) занятие спортом; Д) от матери к ребенку во время внутриутробного развития. 5. СПИД – это… А) заболевание внутренних органов; Б) инфекционное заболевание иммунной системы; В) заболевание, возникающее во время мутации. 6. Насколько устойчив вирус СПИДа? А) очень устойчив; Б) погибает при недлительном кипячении; В) погибает сразу при попадании во внешнюю среду; Г) погибает при обработке спиртом. 3 гейм «Ты – мне, я – тебе». Команды задают заранее подготовленный вопрос соперникам, и сами оценивают полученный ответ. Первыми свой вопрос задают учащиеся 10 классов. 1. Сформулируйте меры профилактики для лиц, которые в процессе профессиональной деятельности могут находиться в прямом контакте с биологическими жидкостями больных и вирусоносителей. · Мытьё рук после каждого контакта с выделениями больного; · Принятие спец. мер защиты при работе с острыми и колющими предметами (уничтожать одноразовые шприцы, иглы); · Ношение защитной мед. одежды (перчатки, защитные очки, халаты); · При случайном ранении инфицированным предметом или при попадании крови больного на слизистые оболочки рта, глаз, необходимо сразу же выдавить из ранки кровь, провести немедленную дезинфекцию этанолсодержащими растворами. Вопрос учащихся. 1. На основе имеющихся данных о путях заражения перечислите лица, подвергающиеся наибольшей опасности заражения (группы риска). · Наркоманы; · Люди, часто меняющие половых партнеров, вступающие в половую связь с партнером одного пола; · Женщины, занимающиеся проституцией; · Дети, родившиеся от матерей – носительниц ВИЧ или от больной СПИДом. 4 гейм «Вопрос за вопросом» Условия этого конкурса следующие: за 1 минуту командам предлагается ответить на наибольшее количество вопросов. 1. Как можно выявить зараженного ВИЧ? (На основе спец. анализа крови). 2. Что затрудняет диагностику СПИДа? (СПИД может принимать различные клинические формы). 3. Можно ли заразиться СПИДом при поцелуи? (Нет, теоретически возможно при наличии ран в полости рта). 4. Являются ли ВИЧ инфицированные больными СПИДом? (Нет). 5. Почему органы здравоохранения не изолируют ВИЧ инфицированных, чтобы предотвратить распространение этого заболевания? (СПИД не передается воздушно- капельным путём, при рукопожатии, при совместной работе, учебе). 6. Можно ли заболеть СПИДом, пользуясь чужой бритвой, маникюрными принадлежностями? (Следует избегать такого пользования, теоретически возможно через порезы). 7. Могут ли распространять возбудителей СПИДа комары, другие кровососущие насекомые? (Маловероятно, вирус погибает в пищеварительном тракте насекомого). 8. Можно ли заразиться личными вещами ВИЧ инфицированных? (Нет). 9. Кто проходит обязательное обследование на наличие вируса? (Доноры; лица, возвратившиеся из-за границы). 1. Верно ли, что многие симптомы СПИДа сходны с симптомами других болезней? (Да, симптомы гриппа, обычный стресс) 2. Означает ли положительный анализ на СПИД, что человек им болен? (Нет, анализ свидетельствует, что он носитель ВИЧ-инфекции). 3. Имеются ли случаи спонтанного выздоровления больных СПИДом? (Нет). 4. Можно ли заразиться СПИДом в плавательном бассейне? (Такие случаи зарегистрированы не были). 5. Что, прежде всего, способствует распространению СПИДа? (Особенности поведения, наркомания, проституция). 6. Можно ли заразиться СПИДом при посещении зубного врача? (Нет, обычный процесс стерилизации инструментов убивает вирус). 7. Можно ли заразиться СПИДом от кошки, собаки, других животных? (Нет). 8. Может ли заразиться донор? (Да) 9. Следует ли проверить будущего супруга на заболевание? (Да). Вед. Для подведения итогов слово предоставляется жюри. Мы верим, что наша встреча была полезной. Пусть страшное слово «группа риска» минует вас на жизненном пути. Мы верим в ваш разум и осторожность.
Организация работы по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ВЫБОР МОЛОДЫХ» Ссылка на документ — Здоровый образ жизни — выбор молодых
Профилактика ВИЧ/СПИД
Тематические видеоролики
Смотреть/ скачать