Цель: расширение читательского кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к книгам и литературным произведениям.

Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: фишки для подсчёта очков, пословицы, аудиозаписи сказок, картинки сказочных героев, цветик-семицветик, шариковая ручка, лист А 4, книги для выставки

Предварительная работа: класс делится на 3 команды, знакомство с правилами игры

Ход игры

Чтение стихотворения учащимися (по строке)

Свежий ветер напевает,

Дальних странствий голоса,

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы, 

Оживают чудеса,

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки –

Замечательные книжки –

Замечательную жизнь!

— Вы уже догадались, чему посвящён наш урок? Сегодня мы будем играть, размышлять, вспоминать, отвечать.

— Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума

 Хорошая книга – лучший друг.

— Без книги трудно представить жизнь человечества. Немалую роль в прививании любви к чтению играют пословицы и поговорки. Они учат уважат и дорожить книгами.

Задание 1. Собери пословицы

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто много читает, тот много знает.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга учит жить, книгой надо дорожить

Хорошая книга ярче звездочки светит.

С книгою жить – век не тужить.

(Капитан команды зачитывает пословицы, поясняет лексическое значение)

-Сказка по лесу идёт —

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

-Ребята, а вы любите сказки? Может быть, кто-то из вас скажет, какие сказки он прочитал? (Ответы детей)

Задание 2. Послушай и отгадай

-Сейчас мы будем слушать фрагменты сказок, а вы должны угадать, что это за сказка (Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке, Мойдодыр, Красная шапочка, Золушка, Айболит, Конёк- Горбунок, Малыш и Карлсон,  Гадкий утёнок)

— Чтение помогает нам лучше познать окружающий мир и себя. Потому что книга учит мыслить, учит говорить, учит понимать людей.

На столе лежит маленькая книжечка. А откроешь её можно увидеть большие города, дома, людей. Можно попасть из одного края в другой, из прошлого в будущее. Книга и покажет, и расскажет. Книга – это чудеса. А чудеса – это сказки.

Задание 3. Чудеса-превращения

Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы

герои различных произведений.

1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)

2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)

3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)

4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)

6. Какие превращения были в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Новое корыто, дворец, дворянка, царица)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)

8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)

9. В кого превратилась квакушка в русской народной сказке «Царевна -лягушка» ? (красная девица Василиса Премудрая)

— Устали сидеть на месте? Сейчас отдохнём

Разминка «Колобок»

Катится, катится колобок по дорожке (шагать на месте,

Затем покатился все быстрее и быстрее (бег в рассыпную).

И тут на встречу попался ему: заяц, волк, медведь, лиса (имитация движений зверей).

Шустрый и быстрый убежал от всех зверей, и никто его не съел (бег на месте).

И он благополучно добрался до дома (ходьба к своим местам).

— Книги помогают нам узнавать что-то новое, расширяют наш кругозор.

Задание 4. Игра «Цветик-семицветик»

 (Каждая команда выбирает лепесток, на нём задание)

Фиолетовый Самое сильное желание крокодила Гены? (Найти друга)

Красный Где смерть Кощея Бессмертного? {Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)/

Зелёный Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

Жёлтый Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев)

Оранжевый Имя папы Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Карло)

Голубой Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (Три)

Белый Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

Задание 5. Чей это портрет?

1.»Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями». Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное?

(Фея, «Золушка»)

2.»Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела».Про какую девочку здесь говорится?

(Про девочку Женю из сказки В.Катаева «Цветик-Семицветик»)

3.»Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.»

Кто это? Где вы с ней встречались? Кто о ней написал?

(Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

Задание 6. Салат из сказок

— Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Ваша задача записать встретившихся героев сказок. Слушайте внимательно.

Жили – были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Говорит дед бабе «Испеки мне баба колобок, а я пойду на речку рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горстки муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит «Красная Шапочка я тебя съем!», а она отвечает «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню! Только скажи – по щучьему велению, по- моему хотению».  Желание   исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине сидит Дюймовочка, на ноге у нее один хрустальный башмачок, а в руке золотой ключик,  от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

-Понравилась вам сказка? А вы ее узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились в «новой» сказке (дети называют героев). Скажите из каких известных сказок они к вам пришли? (Курочка Ряба, Колобок, Волк и лиса, Репка, Баба-яга, Красная шапочка, По щучьему велению, Цветик-семицветик, Дюймовочка. Золушка, Золотой ключик, Карлсон, который живет на крыше.

Задание 7. Доскажи словечко

1. Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далеких из полей

Прилетает……(воробей)

2. Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными …(грибами)

3. Я за свечку,

свечка – в печку!

Я за книжку,

Та бежать

И вприпрыжку

Под….! (кровать)

4. А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по…(дорожке)

5. И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

То тюлень позвонит, то …(олень)

6. Только раки-забияки

Не бояться бою-драки;

Хоть и пятятся назад,

Но усами….(шевелят)

7. Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку ….(посадили)

8. У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже …(брюки)

9. Я – Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок….(командир)

10.Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого…(мясника)

11.Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Сладкие, румяные

Пекла мне…(пироги)

12.И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она,

Сидя у …(окошка)

13.Мура туфельку снимала,

В огороде закопала:

— Расти, туфелька моя,

Расти, маленькая!

Уж как туфельку мою

Я водичкою … (полью)

14.Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки…(золотые)

— Ребята, а что объединяет все эти отрывки из стихотворений?

(Сказки К.И.Чуковского )

— Ну что, ребята, наше мероприятие подходит к концу. Вы очень хорошо все участвовали в конкурсах, отвечали на вопросы. Подведём итоги.

Третье место заняла команда …

Второе место заняла команда…

Первое место заняла команда…

-Книга научит, книга расскажет,

Книга подскажет, как поступать.

Значит нам нужно, очень всем нужно,

Умные, добрые книжки читать.