Цель: расширение читательского кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к книгам и литературным произведениям.
Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: фишки для подсчёта очков, пословицы, аудиозаписи сказок, картинки сказочных героев, цветик-семицветик, шариковая ручка, лист А 4, книги для выставки
Предварительная работа: класс делится на 3 команды, знакомство с правилами игры
Ход игры
Чтение стихотворения учащимися (по строке)
Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
— Вы уже догадались, чему посвящён наш урок? Сегодня мы будем играть, размышлять, вспоминать, отвечать.
— Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума
Хорошая книга – лучший друг.
— Без книги трудно представить жизнь человечества. Немалую роль в прививании любви к чтению играют пословицы и поговорки. Они учат уважат и дорожить книгами.
Задание 1. Собери пословицы
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто много читает, тот много знает.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книга учит жить, книгой надо дорожить
Хорошая книга ярче звездочки светит.
С книгою жить – век не тужить.
(Капитан команды зачитывает пословицы, поясняет лексическое значение)
-Сказка по лесу идёт —
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
-Ребята, а вы любите сказки? Может быть, кто-то из вас скажет, какие сказки он прочитал? (Ответы детей)
Задание 2. Послушай и отгадай
-Сейчас мы будем слушать фрагменты сказок, а вы должны угадать, что это за сказка (Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке, Мойдодыр, Красная шапочка, Золушка, Айболит, Конёк- Горбунок, Малыш и Карлсон, Гадкий утёнок)
— Чтение помогает нам лучше познать окружающий мир и себя. Потому что книга учит мыслить, учит говорить, учит понимать людей.
На столе лежит маленькая книжечка. А откроешь её можно увидеть большие города, дома, людей. Можно попасть из одного края в другой, из прошлого в будущее. Книга и покажет, и расскажет. Книга – это чудеса. А чудеса – это сказки.
Задание 3. Чудеса-превращения
Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы
герои различных произведений.
1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)
2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)
3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)
4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)
6. Какие превращения были в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Новое корыто, дворец, дворянка, царица)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)
8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)
9. В кого превратилась квакушка в русской народной сказке «Царевна -лягушка» ? (красная девица Василиса Премудрая)
— Устали сидеть на месте? Сейчас отдохнём
Разминка «Колобок»
Катится, катится колобок по дорожке (шагать на месте,
Затем покатился все быстрее и быстрее (бег в рассыпную).
И тут на встречу попался ему: заяц, волк, медведь, лиса (имитация движений зверей).
Шустрый и быстрый убежал от всех зверей, и никто его не съел (бег на месте).
И он благополучно добрался до дома (ходьба к своим местам).
— Книги помогают нам узнавать что-то новое, расширяют наш кругозор.
Задание 4. Игра «Цветик-семицветик»
(Каждая команда выбирает лепесток, на нём задание)
Фиолетовый Самое сильное желание крокодила Гены? (Найти друга)
Красный Где смерть Кощея Бессмертного? {Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)/
Зелёный Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
Жёлтый Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11 братьев)
Оранжевый Имя папы Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Карло)
Голубой Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (Три)
Белый Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Задание 5. Чей это портрет?
1.»Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями». Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное?
(Фея, «Золушка»)
2.»Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела».Про какую девочку здесь говорится?
(Про девочку Женю из сказки В.Катаева «Цветик-Семицветик»)
3.»Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.»
Кто это? Где вы с ней встречались? Кто о ней написал?
(Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)
Задание 6. Салат из сказок
— Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Ваша задача записать встретившихся героев сказок. Слушайте внимательно.
Жили – были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Говорит дед бабе «Испеки мне баба колобок, а я пойду на речку рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горстки муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит «Красная Шапочка я тебя съем!», а она отвечает «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню! Только скажи – по щучьему велению, по- моему хотению». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине сидит Дюймовочка, на ноге у нее один хрустальный башмачок, а в руке золотой ключик, от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
-Понравилась вам сказка? А вы ее узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились в «новой» сказке (дети называют героев). Скажите из каких известных сказок они к вам пришли? (Курочка Ряба, Колобок, Волк и лиса, Репка, Баба-яга, Красная шапочка, По щучьему велению, Цветик-семицветик, Дюймовочка. Золушка, Золотой ключик, Карлсон, который живет на крыше.
Задание 7. Доскажи словечко
1. Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает……(воробей)
2. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными …(грибами)
3. Я за свечку,
свечка – в печку!
Я за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку
Под….! (кровать)
4. А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по…(дорожке)
5. И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
То тюлень позвонит, то …(олень)
6. Только раки-забияки
Не бояться бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами….(шевелят)
7. Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку ….(посадили)
8. У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже …(брюки)
9. Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок….(командир)
10.Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого…(мясника)
11.Шила мне кафтаны,
Шила сапоги,
Сладкие, румяные
Пекла мне…(пироги)
12.И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у …(окошка)
13.Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
— Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою … (полью)
14.Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки…(золотые)
— Ребята, а что объединяет все эти отрывки из стихотворений?
(Сказки К.И.Чуковского )
— Ну что, ребята, наше мероприятие подходит к концу. Вы очень хорошо все участвовали в конкурсах, отвечали на вопросы. Подведём итоги.
Третье место заняла команда …
Второе место заняла команда…
Первое место заняла команда…
-Книга научит, книга расскажет,
Книга подскажет, как поступать.
Значит нам нужно, очень всем нужно,
Умные, добрые книжки читать.