Тема  Слова, которые обозначают действия предметов

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать название, вопросы, значение глагола, смогут ставить вопросы к словам-названиям действий , находить слова-действия в речи по значению и вопросам;

содействовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать изученные факты языка по заданному признаку, делать выводы в результате совместной работы, способствовать воспитанию положительных нравственных качеств.

Оборудование: учебник, карточки для парной работы, индивид. работы., презентация «Гора», картинка соловья, горы для самооценки, схема «Слова обозначают»

Ход учебного занятия

1.Организационно-мотивационный этап

  Вот звонок нам дал сигнал:

  Поработать час настал.

      Гости к нам пришли сейчас.

    — Что гостям сказать нам надо?(Видеть вас мы очень рады)

    — Желаю вам, ребята, успешной работы на уроке. А чтобы работа была плодотворной станете считать ворон на уроке? А ломать голову над заданиями?

 2. Этап проверки Д/з

— У кого возникли трудности при выполнении упражнения? Поднимите руку

— Что нужно было сделать дома?

-Какие слова, названия признаков предметов, вы  подчеркнули? Оцените ответ. 

– У кого были ошибки? Просигнальте.

Индивидуальная работа (1 за доской,  1 по карточке).

Найти «лишнее» слово:

Оч.ки,  белоч.ка,  ёлоч.ка, туч.ка.

(Доп.вопрос при проверке : Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? что?) (Открывается схема.)

Ребята 1гр. подготовили для вас  вопросы:

— Что обозначают слова неуклюжий, косолапый? (признаки)

-На какие вопросы отвечают слова-признаки?

-Можно ли обойтись в речи без этих слов?

Заполняется схема на доске.

-Повторите ещё раз правило. Оцените ответ.

Проверка работы на доске.

3.Этап актуализации знаний, умений и навыков

-Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.

          Зарядка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг

3.2.Введение в тему

Презентация

Слайд- Сегодня я предлагаю вам побыть альпинистами . В каком словаре мы  можем узнать значение слова альпинист?  Прочитайте значение слова.

Беларусь не горная страна, но всё же послушайте, что расскажет Алёша.

Слайд «Гора».(Рассказ уч-ся) Самая высокая возвышенность  на территории Беларуси –гора Дзержинская. Её высота 345 метров.

         -У нашей горы тоже есть название, которое мы откроем, когда поднимемся  по склону на её вершину.

А сейчас мы у подножия горы.

3.3. Чистописание

Прочитайте глазками буквосочетания и слоги

1) ор  ол  ро  ло  оро  оло  во jнаjроj/ В..рона  .

1)-Прочитайте буквосочетания с нижним соединением.

2)Составьте слово из слогов. Поставьте ударение, подчеркните «опасное» место в слове. Обращаем внимание на сочетание –оро-Запишите слово ворона на следующей строчке .

4. Этап изучения нового материала

 4.1.Создание проблемной ситуации.

Начинаем восхождение  на гору.

Запишите  слова в 2 столбика. В первый слова, которые обозначают предметы. Во второй-слова, которые обозначают признаки предметов. (карточки-помощницы  слабоусп. Владе, Владу, Карине Д.)

— Хороший, дорога, соловей, молочный, поёт.

(2 уч-ся работают за доской)(Спрогнозируйте свой успех).

-Проверьте. Есть ли ошибки у ребят?. Оцените свою работу. Просигнальте как справились, у кого без ошибок?

С каким словом возникла проблема? Почему стали сомневаться, куда записать это слово? (Оно не обозначает предмет; не обозначает признак)

— Знакомы ли мы с такими словами? Значит, наша цель: познакомимся с новой группой слов и узнать о ней как можно больше.

-Для того чтобы отличить эти слова от слов- предметов и слов –признаков, что нам нужно знать?

-Чему вы должны научиться?

Вы предположили, что по вопросам и значению слов сможем отличить эту часть речи от других) Давайте это предположение проверим .

4.2.Выход из проблемной ситуации.

-Посмотрите на картинку. Составим предложение со словом поёт. 

Запишем предложение: Соловей поёт. (с комментированием у доски) Подчеркните слово-предмет. Поставьте вопрос к слову поёт. Подчеркнём это слово двумя чертами. Что обозначает слово поёт? (действие)

-Как пела ворона? (каркала) Допишите слово в чистописание. 

-Прочитайте предложение. (Ворона каркала.)

О ком говорится в этом предложении? Подчеркните.( Слово ворона обозначает предмет. Значит подчёркиваем его одной чертой. ) Ворона что делала? каркала. Это слово обозначает действие предмета. Подчёркиваем двумя чертами.

-С какой группой слов познакомились?  (что обозначают слова: поёт, каркает?)

 -Как звучит тема урока? Дополните. (Слова, которые обозначают ….. (действия)предметов)

        Прочитайте загадку (про себя)

Он в берлоге _______ з..мой,

Под большою  с..сной.

А когда __________ в..сна,

Он _______________ ото сна. (……)

-Какие вставим буквы? Всё ли понятно? Добавьте словечко: спит, придёт , проснётся. Кто это? Какие действия выполняет?(спит, проснётся)

-Что ещё может выполнять действия? Приведите примеры слов-действий с вопросами. Например, снег (что сделает?) растает.

Сделаем вывод.

-Ребята, посмотрите, на схему, которая  получилась  у нас на доске. Теперь мы можем что-то сказать о новой части речи. Кто попробует сформировать правило?

     Откроем учебник на с.30 и прочитаем, как это правило написал для вас автор учебника.Совпали наши рассуждения? Какую новую информацию узнали? (Начальная форма)

— Расскажите правило, пользуясь схемой. (1 чел., затем хором)

—  Просигнальте свой  успех:           

« +  «– Я молодец! Уже запомнил правило!»

«     «-Уже хорошо! Постараюсь запомнить ещё лучше!»

Физминутка

 — Встаньте, сделайте физминутку. (Пауза). 

-Нет, ребята, я бы хотела уточнить, какие движения вам нужно выполнять.

Пошагайте, пошагайте

Поскачите, поскачите,

Потянитесь и согнитесь,

Распрямитесь, наклонитесь

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте

Сядьте ровно, улыбнитесь.

 — Какие слова помогли  вам выполнить движения?

Сделайте вывод, зачем нужны слова-действия  в речи? (Делать нашу речь точной, понятной)

5. Этап закрепления новых знаний.

      Продолжим наблюдать за словами, учиться находить слова-действия, ставить к ним вопросы. В этом нам поможет  упр.36.-2 гр.

Составим алгоритм действий.

Первый шаг – Найти слово предмет.

Второй шаг от слова-предмета поставить вопрос к слову-действию

Взаимопроверка, взаимооценка. (По образцу на доске)

— Зажгите на полях огонёк успеха:

1гр.-по карточкам. Составить предложение

В, спит, берлоге, л.сной, хозяин.

Запишите. Подчеркните слово-действие. Слово-признак. Слово предмет.

6.Этап контроля и самоконтроля

(В паре по карточке)Среди слов найти слова-действия

1в.Рыж..й, душ..стый, друж..ть  2в. Ёж..к, круж..л, маш…на. Проверяют друг друга. Повторяют правило: жи-ши пиши с и.Называют слова-действия.

7.Этап подведения итогов.

Мы на вершине горы. Прочитайте её название (глагол).Сегодня вы познакомились с новой частью речи.

 Задание для любознательных. Поищите информацию, почему эту часть речи назвали глагол.

-Вспомните чему должны были научиться на уроке?

-Как  распознать эту часть речи? (по вопросам, что обозначает)

-Расскажите о глаголе по схеме.

8.Этап информирования о Д/з упр.38

9.Этап рефлексии

 Разместите магнитики на горе на  том уровне, которого достигли. (Всё было понятно,/ нужно поработать)

Подведение итогов работы класса.(Слово учителя).