Каждый школьник рано или поздно задается вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Самостоятельно найти ответы иногда бывает очень сложно. А ведь выбор профессии – сложный и очень ответственный шаг в жизни, поэтому не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Основные этапы построения личного профессионального плана:

1 этап. Постановка главной цели (что делать, каким быть, чего достигнуть, идеал жизни и деятельности).

2 этап. Построение цепочки ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться и т. п.).

3 этап. Определение путей и средств достижения ближайших целей (проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4 этап. Изучение внешних условий достижения целей (какие могут быть трудности, возможные препятствия).

5 этап. Изучение внутренних условий (индивидуальные возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности и т. п.).

6 этап. Разработка запасных вариантов целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • Определить, какой именно вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
  • Выяснить, какие специалисты требуются на рынке труда (в городе/районе, в котором вы живете).
  • Сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать.
  • Ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой.
  • Соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии.
  • Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста.
  • Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.