Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:
углублению и актуализации знаний учащихся;
саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учащихся;
развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения образовательных программ;
созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
овладению методами научных исследований;
формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;
обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);
профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;
формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
Особенность исследования в сфере образования состоит в том, что оно является учебным. Учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата.
Главной целью научного исследования является производство новых знаний. В образовании исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся
(по Н.И. Запрудскому)
Учебно-исследовательская деятельность | Признаки для сравнения | Научно-исследовательская деятельность |
Предполагает открытие, как правило, лишь субъективно новых знаний | Новизна темы исследования | Предполагает открытие новых знаний |
Как правило, субъективны | Особенность решаемых проблем | Преимущественно объективны |
Получение субъективно нового знания | Характер цели | Получение объективно нового знания |
Преимущественно эмпирические (наблюдение и опыт), а также работа с научной и учебной литературой | Методы разрешения проблемы | Эмпирические (наблюдение, эксперимент), теоретические (анализ, моделирование, проектирование, обобщение и др.). |
Учащийся может сам выполнить все этапы исследования от выявления проблемы до интерпретации результатов. На каждом из этапов ему может быть оказана помощь | Степень самостоятельности | Как правило, самостоятельная деятельность. |
Как правило, субъективны | Полученные результаты | Объективны, доказательны |
Реферативная работа, статья, тезисы, выступление на ученической конференции | Формы представления результатов | Диссертация, статья, доклад, тезисы, выступление |
Происходит развитие личности | Личная значимость исследовательской деятельности | Происходит развитие личности |
Иногда способствует развитию науки | Научное значение | Способствует развитию науки |
Типология учебных исследований учащихся
По целям | Инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные. |
По содержанию | Эмпирические и теоретические. Естествознание и гуманитарная сферы. Монопредметные, межпредметные, надпредметные. |
По методам | Экспериментальные и др. |
По времени и месту | Урочные (на уроках и факультативах) и внеклассные. |
По продолжительности | Краткосрочные (урок или его часть), среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы). |
По составу участников | Индивидуальные, коллективные. |
В организованное обучение в учреждении общего среднего образования рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интеграции программ общего и дополнительного образования.
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью учащимися в учреждении образования должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Для учащихся на II ступени общего среднего образования
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности учащегося выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции.
Для учащихся на III ступени общего среднего образования
Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого учащегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.
На III ступени целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из научных учреждений, учреждений высшего образования. Перспективно широкое использование разнообразных форм исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Обеспечение осуществления учебного исследования
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащимся, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки учащихся и педагогов. Приступая к работе, учащийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для учащихся в ходе исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности учащимися.
Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым:
материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий пространство (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы. Недостаточное обеспечение исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
В образовательном процессе необходимо формировать следующие умения и навыки исследовательской деятельности:
мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и подготовка материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Оценивание успешности учащегося в выполнении исследования
При оценке успешности учащегося в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности исследовательских умений и навыков важно для учителя.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы, формулирование цели исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Учебное исследование учащегося должно соответствовать следующим требованиям:
(по Н.И.Дереклеевой)
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной (или должно быть оригинальным её решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
Этапы деятельности при выполнении учебного исследования
(по Н.И.Запрудскому)
№ | Исследовательская деятельность учащихся | Управляющая деятельность учителя |
1 | Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций | |
2 | Проблематизация: обнаружение противоречий в имеющейся информации, проявление заинтересованности в изучении того или иного объекта, желания понять процесс или явление, усмотрение проблемы | Предъявление учащимся фактов, противоречий, привлекательной информации, создание проблемной ситуации |
3 | «Инкубационный период». Определение сферы исследования (формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы) | Инициирование постановки вопросов учащимися, поощрение поиска, помощь в самоопределении в отношении объекта исследования |
4 | Определение темы исследования | Помощь в определении предмета и темы исследования |
5 | Определение цели и задач исследования | Оказание помощи в формулировке цели и задач исследования |
6 | Выработка гипотезы (гипотез). Построение модели | Рекомендации выдвинуть предположения в отношении характера тех зависимостей, которые предстоит изучить, установить с помощью эксперимента или работы с литературой. Предложение найти объяснение выдвинутой гипотезе |
7 | Планирование и разработка методики проведения исследования | Предложение учащимся различных методов решения задач исследования |
8 | Сбор и систематизация полученной информации | Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования |
9 | Анализ, объяснение и обобщение полученных данных и материалов | Помощь учащимся в анализе различных точек зрения в литературе на исследуемую проблему, в обобщении данных, в формулировке собственного взгляда на проблему. Предложение различных подходов, схем, шаблонов для обобщения информации |
10 | Подготовка отчета | Консультирование по подготовке отчета и публичной защите исследования |
11 | Презентация и защита результатов исследования | Помощь и поддержка непосредственно перед защитой |
12 | Обсуждение хода работы и полученных результатов | Организация рефлексии |
13 | Самоанализ учителем хода и продуктивности его управляющей деятельности |
Этапы исследовательской деятельности
Этап 1. Подготовка к проведению учебного исследования:
А) определение объектной области, объекта, предмета исследования;
Б) выбор, формулировка и обоснование темы исследования;
В) определение цели и задач исследования;
Г) определение гипотезы;
Д) составление плана исследовательской работы;
Е) определение методов исследования.
Работа над исследованием начинается с обозначения сферы исследовательской деятельности, которую составляют три элемента: объектная область, объект и предмет исследования.
Объектная область исследования – сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. Это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Предмет исследования определяет его тему, цели и задачи.
Тема отражает проблему в её характерных чертах. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы.
Выбор темы учебного исследования определяется интересами самого исследователя – учащегося. При этом должны быть учтены реальные возможности выполнения им исследовательской работы.
Для большинства учащихся выбор темы является весьма трудным этапом. Часто они выбирают слишком масштабные или сложные темы, раскрыть которые в рамках учебного исследования невозможно. Другая крайность, когда учащийся выбирает «избитую» тему, которая неизвестна лишь для начинающего исследователя. Поэтому при выборе темы нужна помощь научного руководителя.
При выборе тем учебных исследований полезно учитывать сформулированные А.И.Савенковым следующие рекомендации:
тема должна быть актуальной (затрагивать наиболее дискуссионные аспекты рассматриваемой проблемы);
тема должна быть интересной ученику, она должна его увлечь;
тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности, необычности;
тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена качественно, но относительно быстро;
тема должна быть доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать);
тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у его руководителя;
работа над темой должна быть обеспечена ресурсами, т.е. по выбранной теме должны быть доступны исторические источники и литература.
Важно помнить о традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности темы исследования – обязательное требование к любой работе.
Показателем актуальности является наличие в данной области исследования какой-либо проблемы, т.е. некой противоречивой ситуации, требующей разрешения. Появление проблемы может быть связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты, или наоборот, изменившаяся ситуация заставляет по-новому взглянуть на ранее известные факты и события.
Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, переосмысления фактов, процессов, явлений, определения их значения.
Освещение актуальности, как и формулировка темы, должно быть точным и лаконичным.
Определение цели и задач исследования.
Под целью принято понимать планируемый результат деятельности. В контексте исследовательской деятельности такое понимание цели не вполне удобно, поскольку в ситуации неопределенности зачастую невозможно заранее указать, каким будет результат исследования, поэтому в формулировке цели указываются лишь намерения исследователя.
Цель исследовательской работы состоит в изучении фактов, событий и установлении закономерностей, которые их связывают между собой. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «сформулировать», «установить», «обосновать», «провести», «выявить» и т.д.
В исследовательской работе целью может быть определение характеристик явлений, событий, изучение развития явлений, событий, описание новых явлений, событий, выявление общих закономерностей, создание классификации признаков и т.д.
Цель конкретизируется в задачах.
Задача – это то, что надо сделать, чтобы достичь цели, разрешить проблему исследования. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится от наименее сложных к наиболее сложным, а количество их определяется глубиной исследования.
Названия глав рождаются именно из формулировок задач.
Совокупность вопросов-задач, по сути, задает программу исследования.
Классификация задач по сложности
Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, способа обработки данных, ограниченность межпредметного анализа.
По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, падеж имени существительного) и исследуется связанное с этим изменение, например, окончание. Результат стабилен и не требует анализа.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в учреждениях образования. В них исследуемый объект зависит от нескольких несложных факторов (например, психологический микроклимат в коллективе в зависимости от стиля руководства, количества членов коллектива, представителей разного типа темперамента, наличие неформальных лидеров и т.д.). Влияние факторов на исследуемый объект представляет собой область для анализа, посильную учащимся.
В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.
Выдвижение гипотезы (научного предположения) – важная часть исследования.
Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. Если в результате исследования гипотеза подтверждается, то она становится теорией, если нет – она оказывается ложным предположением.
Наличие гипотезы придает исследовательской работе проблемный характер, превращает её из простой компиляции в исследование.
Виды гипотез:
1) описательные (предположение о структуре объекта или процесса; о форме связей между элементами изучаемого объекта);
2) объяснительные (предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, которое требуется экспериментально проверить).
Гипотеза записывается с помощью следующих клише: можно предположить …; если …, то; предполагается, что …; допустим …; возможно …; при условии что… и т.д.
Составление плана исследовательской работы.
После того как определены объект, предмет исследования, уточнена тема, сформулированы цель и задачи, составляется план исследования. Названия глав тесно связаны с задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем рассматриваемых в главах вопросов должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут быть подглавы.
Определение методов исследования. Выбор конкретных методов и методик исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.
Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.
Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.
Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.
Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические.
Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.).
Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).
Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).
Овладеть методами исследования учащимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать … (событие, явление, историческую личность и т.п.)», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и др.
Этап 2. Проведение исследования
Применительно к историческим исследованиям, этот этап начинается на стадии изучения литературы и письменных источников.
Анализ литературы – важнейший элемент исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Поэтому формулировка задачи исследования «проанализировать литературу» – бессмысленна, т.к. анализ литературы – метод, он должен применяться для решения других задач. Всегда надо задавать вопрос: зачем анализировать литературу, что надо понять, узнать, увидеть в результате этого анализа?
В составлении списка литературы обязательно участие самого исследователя. Ошибкой научного руководителя является то, что он дает учащимся готовый перечень дежурных изданий и, тем самым, лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: работы с системой библиотечных, в том числе и электронных, каталогов, правильного оформления.
Общие рекомендации для работы с литературой:
1. Изучение научных публикаций по теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.
2. При работе с уже готовым библиографическим списком, а также при его составлении учащийся должен ориентироваться в структуре издания, т.к. отдельные её элементы обладают определенными функциями и являются носителями информации.
3. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающую разную степень глубины проникновения в материал:
А) просмотровое чтение – знакомство с общим содержанием книги;
Б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;
В) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.
4. Учащихся необходимо знакомить со способами фиксирования необходимой информации и способами её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), учить создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.
5. Необходимо объяснить учащимся, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.
6. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Правильнее будет сопоставить, проанализировать найденную информацию, сделать выводы и составить собственное мнение по изучаемой проблеме.
После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).
На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью, бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.
Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.
Этап 3. Оформление результатов исследования
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования).
После того, как главы сформированы (написаны), следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.).
По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе.
Вывод по главе обычно содержит краткое изложение сущности вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы.
Рекомендуется следующая структура отчета об учебном исследовании (по Н.И.Запрудскому)
1. Титульный лист (учреждение образования, название конкурса, название работы, жанр, Ф.И.О. автора, класс, Ф.И.О. научного руководителя, учёная степень и учёное звание, должность, место работы, место и год написания работы).
2.Тезисы.
3. Рецензии руководителя или нескольких руководителей.
4. Оглавление (список содержания работы).
5. Введение (указание проблемы и обоснование темы исследования, запись его цели, задач и гипотезы).
6. Основная часть (деление на главы или параграфы, желательно обеспечить соответствие глав (параграфов) сформулированным задачам, т.е. в каждой главе (параграфе) прописывается решение соответствующей задачи).
7. Заключение (описание результатов работы; анализ того, решены ли поставленные задачи; указание на трудности и проблемы, с которыми автор столкнулся в процессе исследования; определение направлений дальнейших поисков).
8. Список использованных источников.
9. Приложения (если необходимо).
Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат научно-исследовательской работы.
Объем тезисов не должен превышать более 4000 знаков – 2 печатных страниц машинописного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:
- объем учебного исследования,
- количество иллюстраций, таблиц, используемой литературы,
- объект исследования,
- цель и задачи учебного исследования,
- описание полученных результатов и их актуальности,
- краткие выводы, сделанные автором в результате исследования.
Представление исследований
Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности.
Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада.
Классификация творческих работ учащихся
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Общие требования к оформлению исследовательской работы учащихся
Работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А 4 на одной стороне листа. Текстовый редактор Wicrosoft Word. Текст печатается шрифтом 14 через полтора интервала с выравниванием по ширине.
Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.
Структурные части конкурсной работы, каждая из которых начинается с нового листа:
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатают прописными буквами в середине строк, используя полужирный шрифт.
Новая глава начинается с нового листа.
Заголовки подглав печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзацного отступа полужирным шрифтом.
Переносы слов в заголовках не допускаются.
Страницы нумеруются арабскими цифрами.
Номер ставится в правом верхнем углу без точки.
Нумерация страниц работы и приложений, входящих в её состав, сквозная.
Титульный лист любого вида работы должен содержать следующую информацию:
- название конкурса, на который подаётся работа;
- название учреждения образования;
- название работы, жанр: заголовок располагают в середине строки; прописными буквами, не подчеркивают;
- сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;
- сведения о научном руководителе: фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание, должность, место работы;
- место и год написания работы (без запятой). Слово «год», даже буква «г» не пишутся.
Содержание включает названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала каждой структурной части.
Содержание обычно оформляется на втором листе работы.
Главы (подглавы) нумеруются арабскими цифрами.
Нумерация подглав двойная: сначала ставится номер главы, затем точка, после неё – номер подглавы.
Приложения имеют свою нумерацию.
Введение и заключение не нумеруются!
Например:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 6
1.1 Название подглавы 7
1.2 Название подглавы 11
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 16
2.1 Название подглавы 17
2.2 Название подглавы 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Начинается работа с «ВВЕДЕНИЯ» – с. 3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется).
Введение представляет собой ответственную часть научной работы, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать:
отношение автора к изучаемой проблеме,
оценку современного состояния изучаемой проблемы,
обоснованность и необходимость проводимых им исследований,
обоснование актуальности темы исследования,
определение целей и задач исследования,
формулирование гипотезы (если необходимо),
определение методов исследования,
значение данной работы в контексте других исследований по данной проблеме.
Объем введения небольшой и обычно составляет 2 – 3 страницы (но не более 5) к объему в 25 листов.
Основная часть работы должна состоять из следующих структурных этапов:
выбора направления исследования и объекта исследования,
описания диагностического и иного инструментария, полученных результатов,
описания новизны и практической значимости полученных в ходе исследования результатов,
обобщения и выводов автора, следующих из результатов исследования.
Этапы исследования должны отражать:
обоснованность выбора направлений исследования.
методы решения поставленных задач, их сравнительная характеристика,
обобщение результатов исследования, описание соответствия результатов исследования его цели.
Основная часть работы может содержать 2 – 3 главы. Главы должны быть соразмерными по отношению друг к другу. Каждая глава должна завершаться выводами.
Не следует использовать в работе сокращения, кроме общепринятых (например, ООН). Если использование аббревиатур необходимо, то вначале даётся полное название, а в скобках приводится сокращённое.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы могут размещаться как в тексте, так и вынесены в Приложения. На все рисунки и таблицы должны быть ссылки в тексте исследования.
Иллюстрации (фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, карты и т.д.) и таблицы позволяют более полно раскрыть содержание текста, придают изложению ясность и наглядность. Количество иллюстративного материала и его состав определяются особенностями работы, но обязательно должны быть грамотно выполнены, правильно оформлены и органически связаны с текстом. Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте, обозначаются соответственно словами «Рисунок» и «Таблица» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделённых точкой. Например, «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 2.5» (пятая таблица второй главы). Если в главах приведено лишь по одной иллюстрации (таблице), то их нумеруют последовательно в пределах работы в целом. Например, «Рисунок 1», «Таблица 3».
Рисунки, как правило, имеют название и пояснительные данные. Пояснительные данные помещают под иллюстрацией, а со следующей строки – слово «Рисунок», номер и название иллюстрации, отделяя знаком тире номер от названия. Точку в конце нумерации и названия иллюстрации не ставят.
Цифровой материал исследования оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», её порядкового номера и названия, отделённого от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Точку в конце нумерации и названия таблицы не ставят.
При переносе части таблицы на следующий лист её заголовок указывают один раз над первой частью, слева над другими частями пишут слово «Продолжение». Например, «Продолжение таблицы 1.2»
Цитаты всегда заключаются в кавычки. В скобках после цитаты обязательно делается ссылка на источник.
Сноски на источники оформляются в квадратных скобках прямо в основном тексте работы, например: [4, с.56]. Здесь указывается номер источника в списке литературы, страница, на которой расположена цитата либо материал, подвергнутый переработке.
Заключение содержит:
краткие выводы по результатам исследования,
предложения по их практическому использованию,
указание и ссылки по итогу исследования для его практического применения: составление инструкций, методик, анкет, учебных пособий и т.д.
Заключение обычно составляет не менее 1 – 2 страниц (но не более 3) к объему в 25 листов. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследований, предложения по их практическому использованию.
Список использованных источников – это список изученной по теме литературы, представленный особым образом. В список литературы включаются все использованные в работе источники.
Список использованных источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий, соблюдая требования оформления библиографического описания изданий.
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимее для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста и оформляются как продолжение работы на следующих её страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Приложения содержат копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте исследования.
Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.
Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 5».
Этап 4. Рецензирование исследовательской работы
Рецензия – письменный анализ, отзыв, содержащий критическую оценку работы руководителем. В рецензии научный руководитель дает характеристику работе, указывает её сильные и слабые места, уделяет внимание объему и характеру использованной литературы и исторических источников.
Рецензию можно условно разделить на две части. Первая часть – описательная. В ней рассматриваются актуальность работы, её новизна, личный вклад автора в решение рассматриваемых проблем.
Вторая часть – оценивающая. Она содержит указания на положительные стороны работы и её недостатки, в ней определяется точность, обоснованность положений и выводов.
В заключительной части рецензии делается вывод об актуальности и практической значимости работы.
Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.
Этап 5. Защита результатов исследования
Многие успешные исследования учащихся зачастую проигрывают на конкурсах исследовательских работ из-за неумелой презентации и защиты результатов исследования. Чтобы избежать ошибок, необходимо провести серьезную подготовку.
Публичное выступление предполагает умение представить содержание материала в форме презентации, которая может быть эффективной и эффектной. Поэтому необходимо владеть ее навыками.
Основными этапами презентации являются:
- Подготовка к презентации
- Структурирование выступления
- Составление записи
- Использование вспомогательных средств
- Подача материала
- Резюме
1. Подготовка к презентации
При подготовке к любой презентации необходимо учитывать три основных фактора:
- Тип аудитории
- Цель выступления
- Составление материала
2. Структурирование выступления
Традиционно выступление имеет такую структуру:
- Вступление, или начало (10%)
- Основная часть, или середина (80%)
- Резюме, или окончание (10%).
Вступление направлено на формирование интереса аудитории через обоснование социальной и личностной значимости темы. Целесообразно начинать свое выступление с чего-то необычного, неожиданного – цитаты, вопроса, примера, показа чего-либо.
Основная часть – это раздел, в котором излагаются аргументы и структурированная информация. Информация может быть представлена через известную структуру 4-х «П»:
- Положение (тезис)
- Проблема (формулировка)
- Потенциал (возможность решения проблемы)
- Предложения (наилучшее решение проблемы)
Применение этой структуры даст возможность создать полное, логическое описание основной информации.
Резюме – это суммирование основных пунктов выступления, которое должно быть кратким и острым, чтобы отпечататься в сознании аудитории. При этом нет необходимости приводить новые аргументы.
Примерная структура выступления учащегося
- Подготовка аудитории к восприятию, стимулирование интереса слушателей к докладчику.
- Постановка проблемы, демонстрация её актуальности, основной тезис (идея, гипотеза) исследования.
- Объявление цели, задач исследования и плана доклада.
- Рассказ о том, как решалась первая задача и какие получены результаты.
- Рассказ о том, как решалась вторая задача исследования и какие получены выводы (и далее по каждой задаче).
- Возвращение к основному тезису исследования, демонстрация того, что цель достигнута.
- Формулировка выводов.
В статье Е.Тягловой предлагаются полезные рекомендации для ответов на вопросы, которые получает докладчик.
3. Составление записи выступления
При подготовке выступления используют один из трех способов записи:
- Краткие пометки в соответствии с планом выступления
- Более пространная запись, включая вступление, связки между структурными частями, резюме.
- Полный сценарий выступления, представленный в форме разговорных фраз (идиом).
Краткие пометки уместны, когда Вы хорошо знаете свои аргументы, предмет беседы довольно прост, Вы – опытный оратор.
Более пространная запись подходит, когда Вы знаете свой материал хорошо или материал не настолько сложен, что требует полного сценария.
Полный сценарий необходим, когда:
1) презентация запланирована;
2) мероприятие будет записываться;
3) имеется определенная последовательность видео/аудио демонстрации, требующая конкретных подсказок для ассистента-оператора;
4) Вы — неопытный оратор;
5) Вы не надеетесь на свою память.
Рекомендации для подготовки записей выступления:
- Для пометок лучше всего использовать карточки, поскольку их легко держать в руке.
- Пишите только на одной стороне карточки, чтобы не тратить время на переворачивание.
- Используйте различные цвета для пометок, означающих использование аудио/видео средств, пауз или участие аудитории.
- Пишите большими четкими буквами, чтобы было легко читать записи.
- Выучите наизусть вступление и заключение, чтобы вызвать доверие аудитории и сохранить ее интерес.
- Пронумеруйте каждую страницу в правом верхнем углу, чтобы не перепутать записи и сохранить последовательность изложения.
- Если страницы сценария требуется переворачивать, используйте папку с направляющими кольцами.
- Всегда готовьте записи самостоятельно, так как только Вы знаете свою информацию досконально и моменты, когда необходимо сделать особый акцент.
4. Использование вспомогательных средств
Технические и наглядные средства могут существенно способствовать эффективности любой презентации, поскольку стимулируют не только слушание, но и другие чувства – видение, касание, осязание, обоняние. Правильный выбор средств увеличивает воздействие, понимание и сохранение информации в памяти участников презентации.
Виды технических и наглядных средств:
- Проектор
- Стенд (постер)
- Доска (меловая, пластиковая)
- Видеомагнитофон
- Компьютер
- Диски
- Образцы продукции
- Карты или иллюстрации
- Рекламные листки и др.
Рекомендации:
- Всегда говорите только с аудиторией, никогда не говорите с доской или экраном.
- Не загораживайте изображение, используйте указку или протянутую руку.
- Если Вам надо что-то нарисовать или написать, сначала сделайте это, затем говорите.
- Если работа над доской или экраном должна быть продолжительной, например, рисование, вовлекайте в этот процесс аудиторию, разговаривая с ней.
- Следуйте общим рекомендациям работы с мультимедийными средствами.
5. Подача материала
При подаче материала следует применять разнообразные коммуникативные средства – вербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относятся: речь (правильность или неправильность), подбор выражений, смысл высказываний. Следует помнить, что письменная и живая речь отличаются друг от друга. Желательно накапливать опыт публичных выступлений, приобретать риторические навыки.
Паралингвистическими сигналами выступают особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса. Рекомендации таковы:
отчетливость речи,
доброжелательность интонации,
громкость голоса – средняя,
высота тона – низкая,
быстрота речи умеренная.
К невербальным средствам следует отнести:
расположение в пространстве (угол поворота и наклона тела, дистанция);
позы (открытые/закрытые, симметричные/ассиметричные);
жесты (движения рук);
мимика (улыбка, выражение лица);
взгляд (продолжительность и частота контакта глаз),
оформление внешности (одежда, прическа, макияж);
запахи (соблюдение гигиены, применение косметики),
прикосновения (ритуализированные – пожатие рук и проч.).
При выступлении не рекомендуются:
ритмические движения (постукивание ногой об пол);
движения большой амплитуды (раскачивание туловища из стороны в сторону),
резкие движения (взмахивание рук);
неритуализированные прикосновения (похлопывание по плечу).
Методика обучения учащихся публично представлять результаты своего исследования
(по Е.В.Тягловой)
1.О чём говорить? Нужно выделить главный тезис доклада. Эта фраза должна:
утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения ля более полного раскрытия;
быть краткой, ясной и не содержать противоречий;
иметь опорное, главное в исследование понятие.
2. Зачем говорить? Рекомендуется сформулировать то, чего вы хотите достичь вашим выступлением. Запрограммируйте реакцию слушателей и по ней оценивайте, как воспринимается ваше выступление.
3. Сколько говорить? Время выступления запрограммировано регламентом конференции или конкурса исследовательских работ. Это 8 – 10 минут. Поэтому важно отобрать для выступления самое существенное, больше внимания уделить экспериментальной части и выводам.
4. Кому говорить? Стиль речи и её терминологическая сложность напрямую зависят от аудитории.
5. Где говорить? На тактику построения речи существенно влияют условия. Как правило, в классной комнате выступать легче, чем в большом актовом зале.
6. Как говорить? Рекомендуется говорить не очень быстро. Важно произвести глубокое впечатление ораторским искусством. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.
7. Что говорить? Важно позаботиться о соответствующей аргументации, подтверждающей основной и вспомогательный тезисы. Рекомендуется строить выступление с учетом следующих советов: понятие, несущее главную мысль, повторить не менее семи раз, а основной тезис – не менее четырех раз; привести впечатляющие аргументы, примеры, факты, убедительные выводы.
Как подготовить доклад для защиты исследовательской работы
Для того чтобы вложиться в 7 – 8 минут выступления (2 – 3 минуты оставляем для установления психологического комфорта), необходимо 5 страниц печатного текста (размер шрифта 14 и интервал 1,5).
1. Во введении (примерно 1 страница) необходимо привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт. Введение посвящено цели и задачам работы, её актуальности.
2. Основная часть (примерно 3 страницы) должна раскрыть сущность и итоги исследования: акцент на новой информации, полученной в процессе научного поиска; перспективы дальнейшего развития темы.
3. В заключении (примерно 1 страница) необходимо сказать главное, подвести итог сказанному, дать в сжатом виде итоги проделанной работы и рекомендации по их практическому использованию.
Ответы на вопросы – важный этап успешной защиты работы. При этом необходимо обязательно сохранять культуру поведения и избегать категоричности. Вопросы может задать и члены жюри, и любой из присутствующих на выступлении, и учащийся должен быть к этому готов. Вопрос дает ещё одну возможность продемонстрировать учащемуся обстоятельность и глубину изучения темы. Если докладчику задают вопрос, то это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.
Обратите внимание на форму ответа на вопросы:
- Спасибо за вопрос:
а) мой ответ …; Согласно этике проведения научных дискуссий, перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято поблагодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе.
б) у меня, к сожалению, нет ответа, поскольку рассмотрение этого вопроса не входило в границы моего исследования.
2. Спасибо, ваш вопрос понял (-а) … .
3. Извините, я не понял (-а) вопроса. Повторите его, пожалуйста! В противном случае, есть опасность того, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию вопроса. Не стоит впадать в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи.
4. Правильно ли я понял, что заданный вопрос …?
5. Ответ на заданный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет выделено время, я готов(-а) ответить на него.
Рекомендуется организовать предварительное выступление учащегося перед небольшой аудиторией, например, перед классом. Это поможет докладчику во время выступления на конференции чувствовать себя увереннее.
Рекомендации по составлению презентации:
- Презентация не должна повторять текст выступления.
- На слайды выносятся определения, термины, материалы, которые имеют принципиальное значение для представленного исследования.
- Графики, рисунки, диаграммы, фотографии и т.п. должны по возможности максимально заполнять поле экрана.
- Цветовое оформление фона слайдов не должно вызывать усталости и раздражения для глаз (на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов).
- Категорически нельзя читать слайды и «перегружать» их.
- На слайде не должно быть слишком много слов.
Обращаем внимание, что дополнительные баллы за наличие презентации на конференции, как правило, не предусматриваются.
Структура презентации на 7 – 8 минут:
1-й слайд. Название работы, Ф.И.О. автора, класс, учреждение образования, Ф.И.О. руководителя, ученая степень и ученое звание, должность, место работы.
2 — 4-й слайды. Методология работы (цель, задачи, предмет, объект, актуальность).
5 — 6-й слайды. Итоги анкетирования (если проводилось).
7 – 8-й слайды. Содержание работы.
9- 11-й слайды. Итоги по разделам.
12-й слайд. Практическая значимость работы.
13 — 14-й слайды. Итоги исследования.
15-й слайд. Спасибо за внимание!
На 7 – 8 минут достаточно 12 – 15 слайдов [6].
Критерии оценки конкурсных исследовательских работ
1. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
– степень знакомства с современным состоянием проблемы,
– использование известных результатов и научных фактов в работе,
– полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных и исследователей, занимающихся данной проблемой.
2. Оценка собственных достижений автора:
– использование дополнительных знаний,
– степень новизны полученных результатов,
– научно-практическая значимость работы.
3. Характеристика работы:
– грамотность и логичность изложения материала,
– структура работы (введение, постановка задач, решение, выводы).
Обратите внимание на недостатки, которые могут быть в готовой работе:
отсутствие объяснения используемых научных терминов,
несоответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении,
тема исследования сформулирована достаточно широко,
не представлен обзор используемой литературы по теме исследования,
цель должна быть только одна,
среди методов ошибочно называют исследование, систематизацию,
несоответствие оснований и задач исследования,
нарушение логичности,
неполнота доказательств: отсутствие точности обоснований,
реферативно-компилятивный характер работы,
отсутствие ссылок на цитирование первоисточников,
отступление от научного стиля,
неправильное оформление списка использованных источников,
неправильное оформление содержания, приложений.
В теоретических и методических вопросах по организации исследовательской деятельности учащихся могут быть полезны материалы публикаций, методических и информационных сайтов (см. приложения), а также целесообразно использовать возможности повышения квалификации учителей по исследовательской и проектной деятельности учащихся в системе повышения квалификации ГОИРО по соответствующей тематике.