«Я и мир профессий»

Цель:

   — оказание практической помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:
— формирование представлений о мире профессий и их требованиях;
— активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
— вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
— формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Оборудование:

Компьютер + проектор, слайды, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, выставка книг о профессиях.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово
  2. Теоретический материал:
  3. Кто я?
  4. Многообразие мира профессий
  5. Пути получения профессионального образования

3. Рефлексия занятия.

                                             Ход мероприятия:

       Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Почему проблема выбора профессии считается одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, попробуем найти в мероприятии «Я и мир профессий».

1. Кто я? Чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении,  нужно всесторонне и объективно оценить:

— личные запросы и потребности,

— изучить собственное «Я».

Я — ожидаемое

Я — желаемое

Я — реальное

Я — представляемое

Я — фантастическое

Я — идеальное

Свои слабые и сильные стороны,

Умение ориентироваться в мире профессий определяют правильность профессионального выбора.

Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно обоснованным, случайным.

Важна САМООЦЕНКА.

Самооценка – оценка само (-ой, -ого) себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От нее зависят: взаимоотношения с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и  развитие.

Она тесно связана со степенью трудности целей. Расхождение между притязаниями и  реальными возможностями  человека  ведет  к   неправильной оценке себя, в результате чего появляется неадекватное  поведение (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

РАЗНОВИДНОСТИ САМООЦЕНКИ:

Заниженная

Адекватная

Завышенная

Важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.

Самооценка влияние на все стороны жизни человека и на профессиональную.

В ситуации профессионального выбора необходимо знать и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности, соотнести их с избираемой профессией.

         Возможно и изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, соотнести их со своими личностными особенностями.

        Интересы и склонности, возможности личности.

К личностным особенностям относятся: интересы и склонности, возможности, здоровье, темперамент, характер, способности, потребности.

2. Многообразие мира профессий.

Обычно под профориентацией понимается профтестирование. Но это только одна грань профессионального самоопределения.

Есть базовые

Чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

         По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда         — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и       проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота     кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь,      сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность    технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому         профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих        способностей, точности, хорошего здоровья.

         2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер,      экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет          труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать         свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие   между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

         3. ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой.     Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и      растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы:         агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог,      мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться      цветами.   И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой          деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться    трудностей и не ждать быстрых результатов.

         4. ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и          письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера,   лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий     является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и        своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому   специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от         реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками.          Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию          человека.

         5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с       изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической   деятельностью.

Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому        что   таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят       к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с          чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания —   необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

               Профессиограмма и психограмма профессий. Чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д. одним из важных источников информации о профессиях являются профессиограммы.

         3.Пути получения профессионального образования. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие проф образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное, общее, основное  полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет эта таблица.

         3. Рефлексия занятия.

         — Что понравилось на занятии, а что нет?

         — Что узнали нового?

         — Чего ждёте от следующих занятий?

         Заключение.

         Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу.