Организация современного урока — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Критерии эффективности современного урока:
- Обучение через открытие.
- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности.
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
- Демократичность, открытость
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Три постулата современного урока:
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное — можно.
Современный урок — свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Организационные основания урока:
- Работают все, и работает каждый
- Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
- Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
- Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
- Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия
Система организационных правил на уроке:
- Доводить педагогические требования до своего логического конца.
- Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
- Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
- Не предъявлять детям непосильных требований.
- Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Показатели культуры урока:
- Поведенческие:
- Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:
- Правила совместного общения на уроке:
- Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.
- Учебный материал — отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
- Эмоциональная окрашенность урока.
- Учитель — не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения
- Создание «высоких» условий обучения
- Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями
- НЕ произносить резких, категоричных суждений.
- НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
- НЕ пренебрегать мнением других.
- НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
- НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
- Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
- Выражать благодарность в адрес присутствующих.