Организация современного урока — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Критерии эффективности современного урока:

  1. Обучение через открытие.
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  4. Развитие личности.
  5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  6. Демократичность, открытость
  7. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  8. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  9. Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
  10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  —   выведенное самостоятельно понятие.
  11. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Три постулата современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Что можно и что нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное — можно.

Современный урок — свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Организационные основания урока:

  1. Работают все, и работает каждый
  2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
  3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям
  4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение
  5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия

Система организационных правил на уроке:

  1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
  2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
  3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
  4. Не предъявлять детям непосильных требований.
  5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Показатели культуры урока:

  1. Поведенческие:
  2. Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:
  3. Правила совместного общения на уроке:
  • Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.
  • Учебный материал — отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
  • Эмоциональная окрашенность урока.
  • Учитель — не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения
  • Создание «высоких» условий обучения
  • Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями
  • НЕ произносить резких, категоричных суждений.
  • НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.
  • НЕ пренебрегать мнением других.
  • НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
  • НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
  • Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
  • Выражать благодарность в адрес присутствующих.