Тема урока: И.С.Тургенев «Воробей».

Тип урока: урок введение новых знаний.

Цель: планируется, что  наконец урока дети будут знать содержание произведения; через эмоции и чувства смогут понять идею произведения.

Задачи личностного развития:

содействовать формированию навыков чтения;

способствовать развитию речи учащихся;

создать условия для развития таких нравственных качеств, как: самосовершенствование, неосуждение,  уважение, любовь.

Методы и приемы: метод творческих заданий на основе синестезии; методы работы с информацией; кейс метод; метод формализации, метод ассоциаций.

Ход урока

1. Организационный этап.

-Добрый день, ребята. Сегодняшний наш урок литературного чтения я хочу начать со слов:

«Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество»

— Как вы думаете, что можно разгадывать, толковать на уроках чтения? (ответы детей)

-А что значит «сотворчество»? (ответы детей)

— Сотворчество, ребята,  – это такая деятельность, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Вот и сегодня на уроке мы попробуем с вами приблизиться к новым моральным и духовным ценностям.

— А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.

2. Этап проверки домашнего задания

— Дома вы готовили чтение рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».

— Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение именно так? (ответы детей)

— На какие две части можно разделить этот рассказ? (Страхи детей. Гость).

— Зачитайте то, что бы вы отнесли к первой части.

— О чем рассказывается во второй части?  (Пересказ содержания 2 части).

-Скажите, ребята, а как вы считаете: бояться стыдно? (Нет)

— Верно, в этом нет ничего такого за что д.б. стыдно. Каждый человек чего-то боится. Поэтому о своих страхах можно рассказать маме или папе, бабушке или мне.

— Что нужно проявлять в отношении человека, который чего-то боится? (неосуждение, понимание, благоразумие – во время ответа дети могут пользуются словарем в своем дневнике)

Но, вместе с тем, свои страхи нужно учиться преодолевать. Мальчики в рассказе пытались побороть свои страхи? (Да, они себя убеждали, что ничего страшного нет).

— А как можно назвать процесс преодоления страхов, одержания победы над ними? (Самосовершенствование).

— А давайте откроем наши тетради и вспомним, что такое самосовершенствование. (Работа с инновационными дневниками, страница «Самосовершенствование»).

-Скажите, ребята, пожалуйста, а может ли быть духовное самосовершенствование и в чем, по-вашему, оно выражается? (ответы детей).

  — Духовное самосовершенствование в светском мир – это процесс непрерывной работы над собой, с целью изменения своих поступков, мыслей, действий в лучшую сторону. А в христианстве это присутствие и действие Святого Духа в человеке и мире. Мы об этом с вами уже говорили, когда разбирали тему «Духовность».

— Скажите, пожалуйста, а где человек может найти источники духовного самосовершенствования? (ответы детей)

— Люди могут реализовать духовное самосовершенствование, погружаясь в источники культуры.

— А что мы можем отнести к таким источникам культуры? (Священные писания, памятники истории, литературные произведения, музыкальные  классические произведения, классическое изобретательное искусство и другие). Таким образом, человек становиться ближе к культурному наследию своего народа и всех цивилизаций и искореняет  в себе черты, которые мешают нравственному развитию.

3.Этап целеполагания.

— Сегодня мы продолжим разговор о нравственных качествах, а о каких именно, узнаем из произведения Ивана Тургенева «Воробей». Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

-Какие задачи мы перед собой поставим:

«Узнать», «учиться», «развивать».

4. Этап работы над новым материалом.

— Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)

— Что вы знаете о воробье:

— это маленькая или большая птица? 

— сильная или слабая?

— есть ли у воробья враги, кого он боится?

— а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?

— Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня). Можем уверенно сказать? (Нет)

— Когда мы сможем подтвердить предположение? (когда прочитаем произведение, когда узнаем о его творчестве автора)

 Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев (на доске портрет автора). Он часто бывал на природе, умел замечать то, что не замечали обычные люди. был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни.

— Итак, жанр произведения? (рассказ).

— Скажите, ребята, а наблюдать за природой, видеть всю красоту природы, может какой человек? (Любящий природу).

— Прежде чем мы перейдем к чтению произведения, ответьте на вопросы:

1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?

2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?

3. Любовь творит чудеса?

— Послушайте рассказ и скажите, о какой любви идет речь в это произведении.

(Чтение рассказа по схеме «Учитель-ученик» с предварительной словарной работой)

 Словарная работа

В тексте встретятся слова, значение которых нам необходимо объяснить.

Аллея, детище, трепетало, благоговел.

Чтение с остановками

Чтение 1 и 2 абзаца

— Как вы думаете, почему собака начала красться?

— Кого она могла увидеть?

Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца

— Сбылись ли Ваши ожидания?

— Предположите, что будет дальше?

Чтение 4, 5, 6 абзацев

— Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?

— Как Вы думаете, как повела себя собака?

Чтение текста до конца

— Ожидали ли Вы такую развязку?

— Чего вы опасались?

— Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?

Самостоятельное чтение рассказа.

— Прочитайте еще раз рассказ в паре с соседом и скажите о какой любви идет речь в нашем произведении? (О любви к своему ребенку).

Работа по содержанию произведения.

— Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)

— Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё детище? (Отчаяние, страх, ужас)

— Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)

— Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)

— О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)

— Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)

— Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)

— Почему?

— Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу).

— Зачитайте слова, которые можно было бы взять эпиграфом к теме нашего сегодняшнего  урока.

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»

И.С. Тургенев 

— Я думаю, что эти слова действительно могут стать  эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.

— Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков — любовь, как вы понимаете значение этого слова? (Звуковой анализ слова).

-Что вы заметили? (Из трех, два мягких согласных).

— Как вы думаете, почему? (Подвожу, что любовь — это нежность)

— А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

(толковый словарь).

— А сейчас послушайте его значение. (читает ученик из словаря Ожегова)

— ЛЮБОВЬ -наивысшая христианская добродетель. Различают Любовь Бога к человеку, любовь человека к Богу, любовь человека к человеку.

В произведении И.С.Тургеньева мы видим любовь человека к человеку — родителя к своему детенышу.

— А какая ещё бывает любовь? (сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине и т.д.)

— Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово любовь? (Ответы детей).

— Подберите синонимы к слову любовь. (Даю слова-подсказки: привязанность, нежность, обожание, нежность, влюблённость, обожание, пылкость, самозабвение, привязанность, влюблённость, обожание, неравнодушие).

А какое слово будет антонимом слова любовь? (Ответы детей).

— Если бы вам предложили  нарисовать любовь, какие бы вы выбрали цвета для рисунка?

-Закройте глаза, представьте себе любовь. Чем она пахнет? (Ответы детей).

— Я предлагаю, ребята, вам дома заполнить лист «Открытий» по теме Любовь (Приложение 1) и выполнить творческое задание на ваш выбор: синквейн, «облако слов», рисунок, изображающий любовь, изобразить слово любовь различным цветом каждую букву, написать рассказ или стихотворение о любви.

5.Этап подведения итогов. Рефлексия.

— Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? (Ответы детей)

-Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой: «Узнать», «учиться», «развивать». Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я:

«Узнал», «учился», «развивал».

-В самом начале урока мы говорили о том, что чтение это урок сотворчества, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Какая духовная ценность сегодня нами с вами была изучена? (Любовь).

6.Этап информации о домашнем задании.

Перечитать текст, подготовить пересказ текста.

7.Этап оценки работы учащихся.

— Кто доволен своей работой на уроке? Почему?

— Кто готов сделать себе замечание?

Оценка работы учащихся учителем.

— Я благодарю вас, ребята, за работу и хочу чтобы вы помнили:  родительское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь, как сказал Иван Тургенев,  сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!