Тема урока: И.С.Тургенев «Воробей».
Тип урока: урок введение новых знаний.
Цель: планируется, что наконец урока дети будут знать содержание произведения; через эмоции и чувства смогут понять идею произведения.
Задачи личностного развития:
содействовать формированию навыков чтения;
способствовать развитию речи учащихся;
создать условия для развития таких нравственных качеств, как: самосовершенствование, неосуждение, уважение, любовь.
Методы и приемы: метод творческих заданий на основе синестезии; методы работы с информацией; кейс метод; метод формализации, метод ассоциаций.
Ход урока
1. Организационный этап.
-Добрый день, ребята. Сегодняшний наш урок литературного чтения я хочу начать со слов:
«Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество»
— Как вы думаете, что можно разгадывать, толковать на уроках чтения? (ответы детей)
-А что значит «сотворчество»? (ответы детей)
— Сотворчество, ребята, – это такая деятельность, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Вот и сегодня на уроке мы попробуем с вами приблизиться к новым моральным и духовным ценностям.
— А начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.
2. Этап проверки домашнего задания
— Дома вы готовили чтение рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».
— Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение именно так? (ответы детей)
— На какие две части можно разделить этот рассказ? (Страхи детей. Гость).
— Зачитайте то, что бы вы отнесли к первой части.
— О чем рассказывается во второй части? (Пересказ содержания 2 части).
-Скажите, ребята, а как вы считаете: бояться стыдно? (Нет)
— Верно, в этом нет ничего такого за что д.б. стыдно. Каждый человек чего-то боится. Поэтому о своих страхах можно рассказать маме или папе, бабушке или мне.
— Что нужно проявлять в отношении человека, который чего-то боится? (неосуждение, понимание, благоразумие – во время ответа дети могут пользуются словарем в своем дневнике)
Но, вместе с тем, свои страхи нужно учиться преодолевать. Мальчики в рассказе пытались побороть свои страхи? (Да, они себя убеждали, что ничего страшного нет).
— А как можно назвать процесс преодоления страхов, одержания победы над ними? (Самосовершенствование).
— А давайте откроем наши тетради и вспомним, что такое самосовершенствование. (Работа с инновационными дневниками, страница «Самосовершенствование»).
-Скажите, ребята, пожалуйста, а может ли быть духовное самосовершенствование и в чем, по-вашему, оно выражается? (ответы детей).
— Духовное самосовершенствование в светском мир – это процесс непрерывной работы над собой, с целью изменения своих поступков, мыслей, действий в лучшую сторону. А в христианстве это присутствие и действие Святого Духа в человеке и мире. Мы об этом с вами уже говорили, когда разбирали тему «Духовность».
— Скажите, пожалуйста, а где человек может найти источники духовного самосовершенствования? (ответы детей)
— Люди могут реализовать духовное самосовершенствование, погружаясь в источники культуры.
— А что мы можем отнести к таким источникам культуры? (Священные писания, памятники истории, литературные произведения, музыкальные классические произведения, классическое изобретательное искусство и другие). Таким образом, человек становиться ближе к культурному наследию своего народа и всех цивилизаций и искореняет в себе черты, которые мешают нравственному развитию.
3.Этап целеполагания.
— Сегодня мы продолжим разговор о нравственных качествах, а о каких именно, узнаем из произведения Ивана Тургенева «Воробей». Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
-Какие задачи мы перед собой поставим:
«Узнать», «учиться», «развивать».
4. Этап работы над новым материалом.
— Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)
— Что вы знаете о воробье:
— это маленькая или большая птица?
— сильная или слабая?
— есть ли у воробья враги, кого он боится?
— а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?
— Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня). Можем уверенно сказать? (Нет)
— Когда мы сможем подтвердить предположение? (когда прочитаем произведение, когда узнаем о его творчестве автора)
— Произведение, с которым мы познакомимся, написал замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев (на доске портрет автора). Он часто бывал на природе, умел замечать то, что не замечали обычные люди. был наблюдательным и написал большое количество рассказов, в которых описывал истории, взятые из жизни.
— Итак, жанр произведения? (рассказ).
— Скажите, ребята, а наблюдать за природой, видеть всю красоту природы, может какой человек? (Любящий природу).
— Прежде чем мы перейдем к чтению произведения, ответьте на вопросы:
1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?
2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?
3. Любовь творит чудеса?
— Послушайте рассказ и скажите, о какой любви идет речь в это произведении.
(Чтение рассказа по схеме «Учитель-ученик» с предварительной словарной работой)
Словарная работа
В тексте встретятся слова, значение которых нам необходимо объяснить.
Аллея, детище, трепетало, благоговел.
Чтение с остановками
Чтение 1 и 2 абзаца
— Как вы думаете, почему собака начала красться?
— Кого она могла увидеть?
Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца
— Сбылись ли Ваши ожидания?
— Предположите, что будет дальше?
Чтение 4, 5, 6 абзацев
— Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?
— Как Вы думаете, как повела себя собака?
Чтение текста до конца
— Ожидали ли Вы такую развязку?
— Чего вы опасались?
— Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?
Самостоятельное чтение рассказа.
— Прочитайте еще раз рассказ в паре с соседом и скажите о какой любви идет речь в нашем произведении? (О любви к своему ребенку).
Работа по содержанию произведения.
— Кто защитил этого беззащитного «желторотика»? (старый воробей)
— Какие чувства испытывал старый воробей, когда бросился спасть своё детище? (Отчаяние, страх, ужас)
— Кем для воробья была собака? (громадным чудовищем)
— Найдите слова, которые помогают нам представить действия старого воробья (сорвался с дерева, камнем упал, ринулся спасать, заслонил, быстро слетел)
— О чём эти слова говорят? (делал всё быстро, не думал, к чему может привести встреча с собакой, не думал о себе)
— Какое состояние испытывал старый воробей? (тело трепетало от ужаса, он замирал, жертвовал собою)
— Найдите в тексте, как автор называет воробья? (маленькой героической птицей)
— Почему?
— Что заставило старого воробья совершить такой героический поступок? (любовь к своему маленькому птенцу).
— Зачитайте слова, которые можно было бы взять эпиграфом к теме нашего сегодняшнего урока.
«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»
И.С. Тургенев
— Я думаю, что эти слова действительно могут стать эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.
— Ребята вслушайтесь в эти 5 звуков — любовь, как вы понимаете значение этого слова? (Звуковой анализ слова).
-Что вы заметили? (Из трех, два мягких согласных).
— Как вы думаете, почему? (Подвожу, что любовь — это нежность)
— А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?
(толковый словарь).
— А сейчас послушайте его значение. (читает ученик из словаря Ожегова)
— ЛЮБОВЬ -наивысшая христианская добродетель. Различают Любовь Бога к человеку, любовь человека к Богу, любовь человека к человеку.
В произведении И.С.Тургеньева мы видим любовь человека к человеку — родителя к своему детенышу.
— А какая ещё бывает любовь? (сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине и т.д.)
— Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово любовь? (Ответы детей).
— Подберите синонимы к слову любовь. (Даю слова-подсказки: привязанность, нежность, обожание, нежность, влюблённость, обожание, пылкость, самозабвение, привязанность, влюблённость, обожание, неравнодушие).
А какое слово будет антонимом слова любовь? (Ответы детей).
— Если бы вам предложили нарисовать любовь, какие бы вы выбрали цвета для рисунка?
-Закройте глаза, представьте себе любовь. Чем она пахнет? (Ответы детей).
— Я предлагаю, ребята, вам дома заполнить лист «Открытий» по теме Любовь (Приложение 1) и выполнить творческое задание на ваш выбор: синквейн, «облако слов», рисунок, изображающий любовь, изобразить слово любовь различным цветом каждую букву, написать рассказ или стихотворение о любви.
5.Этап подведения итогов. Рефлексия.
— Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье? (Ответы детей)
-Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой: «Узнать», «учиться», «развивать». Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я:
«Узнал», «учился», «развивал».
-В самом начале урока мы говорили о том, что чтение это урок сотворчества, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Какая духовная ценность сегодня нами с вами была изучена? (Любовь).
6.Этап информации о домашнем задании.
Перечитать текст, подготовить пересказ текста.
7.Этап оценки работы учащихся.
— Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
— Кто готов сделать себе замечание?
Оценка работы учащихся учителем.
— Я благодарю вас, ребята, за работу и хочу чтобы вы помнили: родительское сердце многое может: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь, как сказал Иван Тургенев, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!