Подготовила Сакович Наталья Григорьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Тема: «Ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта!»

Цель: расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина; совершенствовать навыки распознавать простые и сложные предложения разных видов, умения пунктуационно оформлять сложные предложения.

Задачи личностного развития:

  • способствовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, структурировать информацию, делать выводы;
  • содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия, умею организовывать и оценивать собственную учебную деятельность, реализовывать свои креативные возможности;
  • создать условия для осознания учащимися категории «преданность» как основы взаимоотношений между людьми, одной из важных составляющих этики воспитанного человека.

Технология: занятие по семантизации духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и парной работы, фрагмент фильма «Другой мир».

Методы семантизации: метод ассоциаций, метод работы с информацией, метод онтологизации, кейс-метод, метод творческих заданий на основе синестезии.

 Форма проведения: урок исследование.

Ход урока

I. Организационный этап.

Цель: подготовка учащихся к исследованию по теме занятия.

Вступительное слово учителя.

Ребята, я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы постараемся открыть для себя не только секреты синтаксиса и пунктуации и приподнять завесу тайн жизни и творчества солнца русской поэзии, но и продолжим подготовку к взрослой жизни, где экзамены проходят не один раз в 9 лет, а каждый день.

II. Ориентационный этап (использованный метод семантизации – кейс-метод)

Цель этапа: вовлечение учащихся в процесс целеполагания, распознавания понятия, над которым предстоит работать. 

  1.Посмотрите на экран, расставьте знаки препинания. Назовите вид придаточной части. (Например, в первом предложении ставится запятая, так как это СПП с придаточной обстоятельственной места, построенное по принципу «гуся»)

Нет, друзья не там, где за столом
Друг за друга тосты возглашают.
Дружба там, где заслонят плечом,

Где последним делятся рублем
И в любых невзгодах выручают.         
(Э.Осадов)

  • О каком замечательном даре судьбы говорится в этих поэтических строках? (О дружбе)
  • А на чём, как правило, держится дружба? (На щедрости, взаимовыручке, доверии, заботе, честности, уважении, преданности)

III. Проблемный момент (использованный метод семантизации – кейс-метод)

Цель этапа: выяснение уровня погружения в проблему.

  1. Рубрика «В мастерской художника»

Обратимся к истории, которая произошла в жизни героев художественного фильма «Другой мир».

Почему у главной героини всё получилось? (Она была преданна мечте и дружбе)

IV. Актуализация опорных знаний (использованный метод семантизации – метод онтологизации)

Цель этапа: создать условия для повторения темы «Разные виды предложений по наличию грамматических основ. Знаки препинания в них», «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».

1.Сегодня мы попробуем доказать, что «ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта!» 

Запишите тему нашего занятия. Исправьте ошибки, аргументируйте свой ответ. ([N и N –  N ],  (если )

-Что же такое преданность?  Давайте обратимся к словарю.

2. Поработаем в рубрике «Дайте слово!»

А) Преданность – искренняя любовь и верность, совмещающаяся с искренней, чистосердечной покорностью.

Б) Подберите синонимы и антонимы к слову «преданность».

Синонимы:

  • верность, любовь, честность;
  • лояльность, привязанность, убеждённость, непоколебимость, непогрешимость;
  • приязнь, дружелюбие, подчинение

Антонимы: неверность, измена предательство.

3. Использованный метод семантизации – кейс-метод, метод работы с информацией

Мы с вами уже знакомились   с понятием преданность, когда изучали замечательное произведение Оскара Уайльда «Преданный друг». Вспомните, о чём шла речь в этом произведении.(Учащиеся кратко пересказывают сюжет)

— Какое изобразительно-выразительное средство ярко передаёт тему и суть произведения, в одном из значений? Оксюморон.  («Преданный друг, которого предали») (По мере надобности повторить/ввести остроумную стилистическую фигуру художественной речи оксюморон)

—  Кто хотел бы из вас быть на месте одного из главных героев. Почему?

— Возможно, кто-то из вас уже побывал на месте кого-то из персонажей и хочет поделиться своими переживаниями и мыслями.

4. Рубрика «Минутка духовности» (использованный метод семантизации – кейс-метод)

— Послушайте притчу. Попробуйте её озаглавить.  (Чтение с остановкой)

ПРИТЧА О ПРЕДАННОСТИ

Один языческий царь потребовал от христианского епископа отречения от веры.

Не могу!  был ответ.

– Почему? Разве ты не знаешь, что жизнь твоя в моей власти? Одно мановение руки, и тебя не будет на свете!
Знаю, ответил христианин, но представь себе, что твой вернейший слуга попал к врагам твоим… Его старались заставить изменить тебе, но он остался непоколебим… Пытки, насмешки ничто не могло сломить его твердости. Все было напрасно… Скажи, когда поруганный, измученный и обнаженный вернется он к тебе, не вознаградишь ли его честью и славой за поругание и за то, что он тебе не изменил и остался верен тебе. Не дашь ли ему лучшие одежды и лучшее место в своем царстве?

Царь задумался

– О чём задумался царь?
Ты можешь снять с меня эту земную одежду, то есть лишить жизни, но Господь облечет меня в новую, лучшую… Он даст мне вечную жизнь. Я же прилепился к Господу моему и всегда буду верен Ему!

— Каким качеством обладал христианский епископ? (Преданность, вера, постоянство)

— Вспомните, кто пострадал за веру из женщин святых? Когда отмечается в православной церкви их праздник?  (Вера, Надежда и Любовь и их мать София, 30 сентября)

V. Физкультминутка.

Цель этапа: создание условий для отдыха учащихся, подготовка к дальнейшей плодотворной, эффективной работе (использованный метод семантизации – метод творческих заданий на основе синестезии)

  • А знаете, что А.С.Пушкин судьбой и Богом был наделён не только талантом любви, но и дружбы. И в дружбе он ценил прежде всего преданность и искренность.
  • Давайте обратимся к пушкинской мини-галерее, посмотрим на картины репродукции, иллюстрации   и попробуем ответить на вопрос: в чём, кроме дружбы, проявилась преданность у Александра Сергеевича?
  • На слайдах демонстрируются репродукции картин (данные репродукции можно поместить также на доске):
  • «Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин» Икона работы о. Зинона (Теодора)
  • «Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини З.А.Волконской» Г.Г.Мясоедов (1834-1911)
  • Николай Николаевич Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском» (1875)
  • Пётр Исаакович Геллер «Пушкин и Арина Родионовна» (Конец XIX века)
  • Борис Георгиевич Биргер «Пушкин в Тригорском» (1956)
  • Иллюстрации «Пушкин и лицейские друзья», «Пушкин в лицее»
  • Андрей Горцог «Пушкин и декабристы»
  • Н.П.Ульянов «Пушкин с женой на придворном балу»
  • Г. Чернецов «Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду»
  • А.А.Горбов «Дуэль Пушкина»
  • Слово «предан» на слайде сопровождено разными современными «знаками препинания».  Почему? (Ответы учащихся)

К счастью, А.С.Пушкин был предан

К сожалению, А.С.Пушкин был предан

  • Составьте кластер «Адресаты проявления преданности в художественных произведениях, пройденных в 5 — 9 классах»
  • мечте (А. Грин «Алые паруса» Ассоль)
  • дружбе ( Л. Толстой «Кавказский пленник», А.С.Пушкин (певец дружбы) «Друзья, прекрасен наш союз»)
  • Родине (М Шолохов « Судьба человека» Андрей Соколов)
  • семье (Пётр и Феврония Муромские, Н.А.Некрасов «Русские женщины»)
  • вере (Вера, Надежда и Любовь, их мать София)
  • любящим людям (пример Татьяны Лариной) и др.

7.Анализ языкового материала.  Рубрика «С великими на ты» (использованный метод семантизации – кейс-метод)

         Прочитайте предложения. Дайте им характеристику в виде буквенно-цифрового диктанта. 

  1. Преданный тебе – это друг, а преданный тобой – это враг.
  2. Подвигом нынче сделалась преданность для человека, потому что множество выгод сегодня сулит предательство.
  3. Терпение – это разновидность преданности.
  4. Говорят, преданность рождает надежду. Может, это и правда.
  5. Но правда при одном условии: строится она годами – разрушается за секунды.

6) Когда-то рыцари и аристократы утверждали высшую добродетель: «Будь предан своему слову! Будь предан своему делу! Будь предан своему другу! Будь предан своей любви!»

 7) Поэтому преданность друзей – сокровище владык, так как прекраснее всех богатств мира; а патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.

Буквенно-цифровой диктант

  1.  ССП
  2. СПП
  3. ПП
  4. ПОП
  5. БСП
  6. П с ПР
  7. П с РВС
  8. Рубрика «Думаем! Исследуем! Размышляем!»
  9. С каким высказыванием вы согласны?
  10. С каким хотели бы поспорить?

VI.Рефлексивно-оценочный этап (использованный метод семантизации – метод ассоциаций)

 Цель этапа: создание условий для рефлексивно-оценочных умений по усвоению понятия-категории «преданность».

  1. Попробуйте продолжить фразы. Сверьте с исходными. Парная работа

Первая фраза.

  • Никогда не забывай о своей преданности. Те, кто тебе доверяют, будут её …(ожидать). Те, кто тебя ненавидит, будут о ней…(мечтать), а те, кого ценишь больше всего, — будут ей …(злоупотреблять).

Вторая фраза.

  • Настоящая любовь — это слепая …(преданность), безответная …(покорность), самоунижение, это когда веришь, не … (задавая вопросов), наперекор себе и всему свету, когда всю душу отдаешь …(мучителю).                     Чарльз Диккенс

2. Рубрика «Взвешиваем!»

             Преданность

Измена                     Слепая покорность

3. Рубрика «Больше книг хороших прочтёшь – меньше шишек в жизни набьёшь» (1 часть домашнего задания) (использованные методы семантизации – метод работы с информацией, кейс-метод)

Рекомендую познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Куст сирени»

VII. Подведение итогов.

Цель: оценка успешности достижения цели занятия.

  1. Преданность и верность – не исчезли…

Всем не по карману – не товар…

Берегите тех, кто вам был верен…

Преданность не купишь – это дар!

  • Рубрика «Убеждаем!»

 Чтобы быть преданным, мало быть … (умным и храбрым), нужно быть … (добрым, любящим, великодушным, достойным).

  • Рубрика «Заруби на носу»

Жизнь – бумеранг.

К тому и ведётся:

что отдаёте,

то и вернётся.

Благодарю вас, ребята, за работу на уроке. Будьте преданы себе, семье и Родине! И пусть вас никогда не предадут любимые и близкие люди!

VII. Домашнее задание.

Цель этапа: дать инструкции по выполнению домашнего задания.  

(2 часть): составьте синквейн на тему «Преданность»

Примерный ответ

Преданность

Искренняя, беззаветная

Терпит, затягивает, облагораживает

Преданность не купишь – это дар!

Самоотверженность