Подготовила Сакович Наталья Григорьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Тема: «Ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта!»
Цель: расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина; совершенствовать навыки распознавать простые и сложные предложения разных видов, умения пунктуационно оформлять сложные предложения.
Задачи личностного развития:
- способствовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, структурировать информацию, делать выводы;
- содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия, умею организовывать и оценивать собственную учебную деятельность, реализовывать свои креативные возможности;
- создать условия для осознания учащимися категории «преданность» как основы взаимоотношений между людьми, одной из важных составляющих этики воспитанного человека.
Технология: занятие по семантизации духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и парной работы, фрагмент фильма «Другой мир».
Методы семантизации: метод ассоциаций, метод работы с информацией, метод онтологизации, кейс-метод, метод творческих заданий на основе синестезии.
Форма проведения: урок исследование.
Ход урока
I. Организационный этап.
Цель: подготовка учащихся к исследованию по теме занятия.
Вступительное слово учителя.
Ребята, я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы постараемся открыть для себя не только секреты синтаксиса и пунктуации и приподнять завесу тайн жизни и творчества солнца русской поэзии, но и продолжим подготовку к взрослой жизни, где экзамены проходят не один раз в 9 лет, а каждый день.
II. Ориентационный этап (использованный метод семантизации – кейс-метод)
Цель этапа: вовлечение учащихся в процесс целеполагания, распознавания понятия, над которым предстоит работать.
1.Посмотрите на экран, расставьте знаки препинания. Назовите вид придаточной части. (Например, в первом предложении ставится запятая, так как это СПП с придаточной обстоятельственной места, построенное по принципу «гуся»)
Нет, друзья не там, где за столом
Друг за друга тосты возглашают.
Дружба там, где заслонят плечом,
Где последним делятся рублем
И в любых невзгодах выручают. (Э.Осадов)
- О каком замечательном даре судьбы говорится в этих поэтических строках? (О дружбе)
- А на чём, как правило, держится дружба? (На щедрости, взаимовыручке, доверии, заботе, честности, уважении, преданности)
III. Проблемный момент (использованный метод семантизации – кейс-метод)
Цель этапа: выяснение уровня погружения в проблему.
- Рубрика «В мастерской художника»
Обратимся к истории, которая произошла в жизни героев художественного фильма «Другой мир».
Почему у главной героини всё получилось? (Она была преданна мечте и дружбе)
IV. Актуализация опорных знаний (использованный метод семантизации – метод онтологизации)
Цель этапа: создать условия для повторения темы «Разные виды предложений по наличию грамматических основ. Знаки препинания в них», «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».
1.Сегодня мы попробуем доказать, что «ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта!»
Запишите тему нашего занятия. Исправьте ошибки, аргументируйте свой ответ. ([N и N – N ], (если )
-Что же такое преданность? Давайте обратимся к словарю.
2. Поработаем в рубрике «Дайте слово!»
А) Преданность – искренняя любовь и верность, совмещающаяся с искренней, чистосердечной покорностью.
Б) Подберите синонимы и антонимы к слову «преданность».
Синонимы:
- верность, любовь, честность;
- лояльность, привязанность, убеждённость, непоколебимость, непогрешимость;
- приязнь, дружелюбие, подчинение
Антонимы: неверность, измена предательство.
3. Использованный метод семантизации – кейс-метод, метод работы с информацией
Мы с вами уже знакомились с понятием преданность, когда изучали замечательное произведение Оскара Уайльда «Преданный друг». Вспомните, о чём шла речь в этом произведении.(Учащиеся кратко пересказывают сюжет)
— Какое изобразительно-выразительное средство ярко передаёт тему и суть произведения, в одном из значений? Оксюморон. («Преданный друг, которого предали») (По мере надобности повторить/ввести остроумную стилистическую фигуру художественной речи – оксюморон)
— Кто хотел бы из вас быть на месте одного из главных героев. Почему?
— Возможно, кто-то из вас уже побывал на месте кого-то из персонажей и хочет поделиться своими переживаниями и мыслями.
4. Рубрика «Минутка духовности» (использованный метод семантизации – кейс-метод)
— Послушайте притчу. Попробуйте её озаглавить. (Чтение с остановкой)
ПРИТЧА О ПРЕДАННОСТИ
Один языческий царь потребовал от христианского епископа отречения от веры.
– Не могу! – был ответ.
– Почему? Разве ты не знаешь, что жизнь твоя в моей власти? Одно мановение руки, и тебя не будет на свете!
– Знаю, –ответил христианин, – но представь себе, что твой вернейший слуга попал к врагам твоим… Его старались заставить изменить тебе, но он остался непоколебим… Пытки, насмешки – ничто не могло сломить его твердости. Все было напрасно… Скажи, когда поруганный, измученный и обнаженный вернется он к тебе, не вознаградишь ли его честью и славой за поругание и за то, что он тебе не изменил и остался верен тебе. Не дашь ли ему лучшие одежды и лучшее место в своем царстве?
Царь задумался…
– О чём задумался царь?
– Ты можешь снять с меня эту земную одежду, то есть лишить жизни, но Господь облечет меня в новую, лучшую… Он даст мне вечную жизнь. Я же прилепился к Господу моему и всегда буду верен Ему!
— Каким качеством обладал христианский епископ? (Преданность, вера, постоянство)
— Вспомните, кто пострадал за веру из женщин святых? Когда отмечается в православной церкви их праздник? (Вера, Надежда и Любовь и их мать София, 30 сентября)
V. Физкультминутка.
Цель этапа: создание условий для отдыха учащихся, подготовка к дальнейшей плодотворной, эффективной работе (использованный метод семантизации – метод творческих заданий на основе синестезии)
- А знаете, что А.С.Пушкин судьбой и Богом был наделён не только талантом любви, но и дружбы. И в дружбе он ценил прежде всего преданность и искренность.
- Давайте обратимся к пушкинской мини-галерее, посмотрим на картины репродукции, иллюстрации и попробуем ответить на вопрос: в чём, кроме дружбы, проявилась преданность у Александра Сергеевича?
- На слайдах демонстрируются репродукции картин (данные репродукции можно поместить также на доске):
- «Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин» Икона работы о. Зинона (Теодора)
- «Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини З.А.Волконской» Г.Г.Мясоедов (1834-1911)
- Николай Николаевич Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском» (1875)
- Пётр Исаакович Геллер «Пушкин и Арина Родионовна» (Конец XIX века)
- Борис Георгиевич Биргер «Пушкин в Тригорском» (1956)
- Иллюстрации «Пушкин и лицейские друзья», «Пушкин в лицее»
- Андрей Горцог «Пушкин и декабристы»
- Н.П.Ульянов «Пушкин с женой на придворном балу»
- Г. Чернецов «Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду»
- А.А.Горбов «Дуэль Пушкина»
- Слово «предан» на слайде сопровождено разными современными «знаками препинания». Почему? (Ответы учащихся)
К счастью, А.С.Пушкин был предан
К сожалению, А.С.Пушкин был предан
- Составьте кластер «Адресаты проявления преданности в художественных произведениях, пройденных в 5 — 9 классах»
- мечте (А. Грин «Алые паруса» Ассоль)
- дружбе ( Л. Толстой «Кавказский пленник», А.С.Пушкин (певец дружбы) «Друзья, прекрасен наш союз»)
- Родине (М Шолохов « Судьба человека» Андрей Соколов)
- семье (Пётр и Феврония Муромские, Н.А.Некрасов «Русские женщины»)
- вере (Вера, Надежда и Любовь, их мать София)
- любящим людям (пример Татьяны Лариной) и др.
7.Анализ языкового материала. Рубрика «С великими на ты» (использованный метод семантизации – кейс-метод)
Прочитайте предложения. Дайте им характеристику в виде буквенно-цифрового диктанта.
- Преданный тебе – это друг, а преданный тобой – это враг.
- Подвигом нынче сделалась преданность для человека, потому что множество выгод сегодня сулит предательство.
- Терпение – это разновидность преданности.
- Говорят, преданность рождает надежду. Может, это и правда.
- Но правда при одном условии: строится она годами – разрушается за секунды.
6) Когда-то рыцари и аристократы утверждали высшую добродетель: «Будь предан своему слову! Будь предан своему делу! Будь предан своему другу! Будь предан своей любви!»
7) Поэтому преданность друзей – сокровище владык, так как прекраснее всех богатств мира; а патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека.
Буквенно-цифровой диктант
- ССП
- СПП
- ПП
- ПОП
- БСП
- П с ПР
- П с РВС
- Рубрика «Думаем! Исследуем! Размышляем!»
- С каким высказыванием вы согласны?
- С каким хотели бы поспорить?
VI.Рефлексивно-оценочный этап (использованный метод семантизации – метод ассоциаций)
Цель этапа: создание условий для рефлексивно-оценочных умений по усвоению понятия-категории «преданность».
- Попробуйте продолжить фразы. Сверьте с исходными. Парная работа
Первая фраза.
- Никогда не забывай о своей преданности. Те, кто тебе доверяют, будут её …(ожидать). Те, кто тебя ненавидит, будут о ней…(мечтать), а те, кого ценишь больше всего, — будут ей …(злоупотреблять).
Вторая фраза.
- Настоящая любовь — это слепая …(преданность), безответная …(покорность), самоунижение, это когда веришь, не … (задавая вопросов), наперекор себе и всему свету, когда всю душу отдаешь …(мучителю). Чарльз Диккенс
2. Рубрика «Взвешиваем!»
Преданность
Измена Слепая покорность
3. Рубрика «Больше книг хороших прочтёшь – меньше шишек в жизни набьёшь» (1 часть домашнего задания) (использованные методы семантизации – метод работы с информацией, кейс-метод)
Рекомендую познакомиться с рассказом А.И.Куприна «Куст сирени»
VII. Подведение итогов.
Цель: оценка успешности достижения цели занятия.
- Преданность и верность – не исчезли…
Всем не по карману – не товар…
Берегите тех, кто вам был верен…
Преданность не купишь – это дар!
- Рубрика «Убеждаем!»
Чтобы быть преданным, мало быть … (умным и храбрым), нужно быть … (добрым, любящим, великодушным, достойным).
- Рубрика «Заруби на носу»
Жизнь – бумеранг.
К тому и ведётся:
что отдаёте,
то и вернётся.
Благодарю вас, ребята, за работу на уроке. Будьте преданы себе, семье и Родине! И пусть вас никогда не предадут любимые и близкие люди!
VII. Домашнее задание.
Цель этапа: дать инструкции по выполнению домашнего задания.
(2 часть): составьте синквейн на тему «Преданность»
Примерный ответ
Преданность
Искренняя, беззаветная
Терпит, затягивает, облагораживает
Преданность не купишь – это дар!
Самоотверженность