Самоконтроль – это способность управлять своими эмоциями, мыслями и поведением.

Зачем развивать навык самоконтроля?

— Уметь сопротивляться негативному влиянию окружающей среды.

— Не поддаваться: перееданию, курить, употреблять алкоголь, наркотики, «сидеть в интернете»)

— Сопротивляться рискованному поведению, которое снижает качество жизни, здоровья и отношений.

— Фокусироваться на достижении своей цели, на желаемом результате.

— Понимать и контролировать свои эмоции, чувства , что поможет снизить перепады настроения

— Быть более устойчивым к ежедневным стрессам.

Основные причины сложностей самоконтроля.

В подростковом возрасте активно развивается лимбическая система и префронтальная кора головного мозга. 

Лимбическая система — отвечает за эмоции, ощущение и  удовольствия. Половые гормоны влияют на чувствительность и усиливает  импульсивность, поиск новых впечатлений, ь рискованные поступки ради получения сиюминутного удовольствия.

Знание подростков о негативных последствиях своих поступков, не позволяют им сопротивляться мощным сигналам из лимбической системы. Это позволяет им испытывать ощущение восторга, связанное с выработкой дофамина, сигнализирующего о приятном опыте, который мотивирует получить этот опыт повторно. В мозге при этом формируются устойчивые нейронные связи и в последствии становится еще сложнее контролировать свое поведение в подобных ситуациях. Так может сформироваться привычка.

Префронтальная кора, позволяет контролировать свои эмоции и поведение. Это позволяет отказаться от импульсивного поступка, отложить удовольствие на потом, все обдумать и принять взвешенное решение.

Сложность в недостаточно развитой префронтальной коре и сверхимпульсивной лимбической системе. Именно этот разрыв «толкает» подростков постоянно проявлять чрезмерную эмоциональность, не думая о последствиях и плохо управлять собой.

Как можно повлиять

на развитие навыка самоконтроля?

Не возможно:

— изменить процессы в лимбической системе

— уберечь ребенка от всех негативных факторов и рисков.

Можем создать благоприятные условия для развития навыка самоконтроля, с помощью нескольких способов:

 «Границы и свободы».

Принимать правила, в семье, школе, в окружении. Отсутствии внешнего контроля, не сформирует внутренний контроль. Ограничения, правила, которые со временем устанавливать более условными.

«Эмоциональная компетентность».

Учиться понимать свои эмоции, что вызвало эти эмоции, отслеживать закономерности  реакций.

 «Гибкий контроль».

Ослаблять ограничения, если у подростка ответственность.

«Самостоятельные решения».

Нужен баланс между родительским контролем и самостоятельностью подростка. Предоставлять ребенку свободу принятия собственных решений. При этом могут быть ошибки, но важно понимать, что любые ошибки можно исправить.

 «Прогнозирование способов решения трудностей».

Сформулировать цель, положительный результат от ее достижения. Подумать о возможных препятствиях и стратегиях их преодоления. Всё это записать, чтобы цель, результат достижения и сложности были видны на бумаге, а не в голове.

 «Осознанности».

Осознанность – это концентрация внимания на настоящем моменте и безоценочное наблюдение. Понимание, что человек ощущает, без оценивания получаемый опыт.

«Физической активности».

Физическая нагрузка формирует: силу, выносливость, скорость реакции. Это поможет выработать: выдержку, терпение, настойчивость. Через более длительное время появятся: сложные волевые качества личности, концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность и самоконтроль.