В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
· Уметь чётко произносить все звуки речи;
· Уметь выделять заданный звук в потоке речи;
· Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
· Уметь произносить слова по слогам;
· Уметь составлять предложения из 3-5 слов;
· Уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово и т.д.;
· Обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь);
· Уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке» и т.д.);
· Уметь составлять несколько предложений о предмете;
· Уметь наизусть читать любимые стихотворения;
· Уметь последовательно передавать содержание сказки.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
· Распознавать объекты живой природы (люди, животные, растения) и неживой природы в окружающем мире;
· Уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
· Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова…);
· Уметь различать по внешнему виду птиц;
· Назвать в логической последовательности времена года, охарактеризовать их типичные признаки;
· Знать названия 12 месяцев года;
· Знать названия всех дней недели.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:
· Знать цифры от 0 до 9;
· Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
· Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
· Знать знаки >, <, =; · Уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7< 8, 5> 4, 6=6);
· Уметь соотносить цифру и число предметов;
· Уметь сравнивать 2 группы предметов;
· Знать названия фигур: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, шар, трапеция, куб;
· Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
· Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
· Уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
· С помощью условной мерки определять количество жидких и сыпучих тел.