Урок русской литературы в 3 классе

Учитель начальных классов Зенькова Людмила Ивановна,

высшая квалификационная категория

  Тема урока: Иван Панькин «Легенда о матерях».

  Цель: планируется, что на конец урока учащиеся будут знать особенности легенды как жанра литературного произведения, уметь анализировать произведение по вопросам, делать выводы.

  Задачи личностного развития:

содействовать формированию навыка чтения;

способствовать формированию нравственных качеств личности через   знакомство учащихся с нравственными понятиями;

создать условия для понимания учащимися понятия «жертвенность», для формирования чувства любви, уважения к матерям.

Методы, используемые на уроке: метод литературной беседы, методы синестезии, методы семантизации

Предварительная работа: оформлена выставка фотографий «Моя мама», с учащимися изучены нравственные понятия: доброта, сила духа, смелость, преданность, уважение, любовь, трудолюбие, верность,  благоразумие, умеренность, скромность.

Оборудование: Воропаева В. С., Куцанова Т. С., Стремок И. М. Литературное чтение :  учебн. пособие для 3 класса учреждений общ. средн. образования с бел. и русск. яз. обучения : 1 ч.; иллюстрации по теме урока.

ХОД УРОКА

I.Организационный этап.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня наш учебный день мы начинаем с урока литературного чтения. Я  желаю всем нам получить удовольствие от урока и обрести новые знания.

II.Этап актуализации знаний.

Речевая разминка.

Добрую сказку

Помним мы с детства.

С нею, надеюсь, дружите  и вы.

Сказка подкралась к самому сердцу

И заронила зерно доброты.

-Что такое доброта?

Учащиеся: Нравственное качество, свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.

Учитель: Мы с вами закончили большой раздел, который называется «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

         — Скажите, с какими сказками мы знакомились в данном разделе (литературными?)

       — Чем литературная сказка отличается от народной? (есть конкретный автор)

      — Давайте вспомним с вами эти замечательные сказки. Но, коль сказка всегда с намёком, уроком, мы с вами постараемся определить какие нравственные черты характера прославляют авторы в своих сказках.

Игра: «Угадай сказку»

  1. Основную мысль этой сказки можно выразить словами «Радуйся тому, что имеешь и будь благодарен за это» (Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина).

Учитель: какие нравственные качества можно отнести к данной сказке?

Учащиеся:  Благоразумие, умеренность, скромность.

(на доске вывешиваются карточки-гексы с нравственными понятиями) (Приложение 1).

  •  Сказка о речевой несдержанности и агрессии. Сказка учит ничего не говорить и не делать в гневе, не подумав. Учит настойчивости, храбрости (Семь воронов, Братья Гримм)

Нравственные понятия — преданность и верность.

  • Основная идея сказки в том, что любое мастерство почётно. (Семьсот семьдесят семь мастеров Е.Пермяк) Нравственные понятия  — трудолюбие
  • Сказка учит нас не судить людей по их внешности и не пренебрегать теми, кто отличается от нас. (гадкий утенок ,Андерсен)

Нравственные понятия  — сила духа

  • Даже самые маленькие существа могут совершить великие дела, если есть смелость и желание принести пользу, защитить слабого (Киплинг.Рики-тики-тави) Нравственные понятия  — смелость
  •  то настоящая любовь может совершать чудеса (Аксаков. Аленький цветочек)

Нравственные понятия — преданности, состраданию и сочувствию

Учитель: Вот такие замечательные сказки и их очень много, я надеюсь, ребята, вы еще очень много выводов сделаете, читая сказки.

Учитель: Скажите, а какое другое название вы бы выбрали для раздела «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» и почему?

 Варианты ответов: «Уроки доброты», «О добре и взрослым, и детям», «Сказки», «Уроки жизни в детских сказках» (Приложение 2).

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами переходим к новому разделу «Красна птица пером, а человек – делами и  умом»

Учитель: Прочитайте название раздела, над которым мы начинаем сегодня работать: «Красива птица пером, а человек – делами и умом». Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся: Многие считают, что их другие оценивают по тому, как они выглядят, во что одеты, или какими телефонами пользуются. Но на самом же  деле любого человека красит не внешний вид, а его поступки, ум, то, как он говорит, общается с другими людьми.

Учитель: И начнем работу с изучения легенды.

Легенда – это рассказ о далёком прошлом. В основе легенды всегда есть чудо, сказка или фантастический герой. Однако, герой воспринимается как настоящий, существующий в жизни.

— О чем будет наша легенда? Послушайте. Учитель открывает фотовыставку «Моя мама» (Приложение 3). Подготовленный ученик читает:

Есть в природе знак святой, и вещий
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребёнком на руках.


Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребёнком на руках.

— Вы догадались о чем будет наша легенда? (о матерях).

— Она так и называется «Легенда о матерях», а написал ее писатель Иван Панькин.

III. Этап целеполагания.  На доске таблички:

Знать (содержание произведения, особенности легенды как жанра литературы)

Уметь  (анализировать произведение по вопросам,делать выводы)

Словарная работа   (Приложение 4).

ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),

НЕПТУН (Древнеримский Бог воды и морей),

ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),

ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)

МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ (Водоросли, морская трава)

3.Этап работы над новым материалом.

1.Комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики.

2. Определение первичного восприятия текста.

Учитель: Какие чувства вы испытывали при чтении этой сказки.

Учитель: Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

IV.Этап работы с нравственными понятиями.

Учитель: Можно ли поступок матерей назвать героическим? Учащиеся: Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения. (Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)

Учитель: Скажите, ребята, матери отдали красоту, силы, здоровья своим детям, мы можем сказать, что они пожертвовали всем эти? (да)

Учитель: Смотрите какое интересное слово – жертва, пожертвовать, а есть еще и такое понятие «Жертвенность».

Учитель: Как вы понимаете, что такое жертвенность?

Учитель: Посмотрите в наших словарях нравственных понятий  дано определение слова «Жерственность». Зачитайте, пожалуйста.

Учитель: И так, вы уже догадались что мы начинаем цикл уроков по нравственному понятию «Жертвенность». возьмите к себе свой путевый лист (Приложение 5).

Жертвенность — это человеческая черта характера, обладатель которой способен пожертвовать чем-то, принадлежащим и необходимым ему, для блага другого человека, или какого- либо дела. 

Учитель: С чем ассоциируется слово жертвенность ? Учащиеся: жертва, воин, солдат, врач.

Учитель: Какие синонимы из известных нам нравственных категорий мы можем подобрать к слову жертвенность?

Учащиеся: Самоотверженность, героизм, самоотдача, преданность.

Учитель: Антоним к слову жертвенность?

Учащиеся:  Эгоизм.

Учитель: Выберите цвет с которым по вашему ассоциируется слово жертвенность.

(учащиеся называют цвет и объясняют свой выбор).

Учитель: Кто из сказочных персонажей обладал такой чертой характера как жертвенность?

Учащиеся: Герда, Настенька.

Учитель:  Скажите, пожалуйста, ребята, а если мы с вами рассмотрим духовную сторону этого понятия, кто является самым важным и ярким  примером жертвенности?

Учащиеся: Иисус Христос.

Ради спасения всех людей на Земле Сын Божий – Иисус Христос перенёс мучения, страдания и принял смерть на кресте. У многих из нас с вами, ребята,  на груди есть крестики. Крестик – напоминание нам о великой жертве, которую принёс Иисус Христос во имя спасения всех людей, он учит нас любить своих близких и жертвовать ради них, как Сын Божий. И мы можем попросить у Бога, чтобы он и нам дал сил совершать жертвенные поступки, если в этом будет необходимость.

Учитель: Может быть кто-то из вас приведет иные примеры великой жертвенности? (Приложение 6).

Учащиеся: Солдаты в годы войны.

Учитель: Конечно, ребята, защищая нашу Родину, в годы ВОВ потери Беларуси составили около 3,5 млн. чел. 3,5 млн.человек пожертвовали своей жизнью- самым дорогим, что есть у каждого из нас, ради спасения других людей, ради свободы своего народа. Это великий подвиг и великая жертва наших предков. И мы не можем этого забыть.

Учитель:  Ну и конечно же, ребята, наша легенда – это тоже пример жертвенности. На следующем уроке мы с вами продолжим работу с понятием «жертвенность» и нашими путевыми листами.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а какими еще нравственные качествами вы заметили у  матерей из нашей легенды? Зачитайте отрывки, подтверждающие ваше мнение.

Учащиеся: Любовь, преданность, забота, сострадание.

Учитель: Мы много с вами сказали о том, что матери жертвуют ради своих детей, а вы – дети, приходилось ли вам когда-либо жертвовать чем-то ради своих родных?

Учащиеся приводят примеры.

V.Этап подведения итогов, рефлексия. 

Учитель: Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?

Учитель: Оцените свою работу на уроке?

Учитель дает оценку работе учащихся.

Учитель: Что вам хотелось бы сейчас сделать, где оказаться?

             — И закончить наш урок хочется словами:

                        Любите мать!

                        Любите как святыню!

                        Любите крепче самого себя!

                        Она нам жизнь дала и воспитала.

                        ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!

С давних времён существует  традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Я сейчас зажгу свечу, а вы пожелайте в душе своим любимым и  дорогим мамам того, чего очень хотелось бы пожелать. И помните, материнская любовь – самая вечная любовь на земле!  И пусть, не смотря на то, что свеча погасла, в вашей душе никогда не погаснет огромная любовь к своим матерям».

Список использованных источников

  1. Воропаева В. С., Куцанова Т. С., Стремок И. М. Литературное чтение :  учебн. пособие для 3 класса учреждений общ. средн. образования с бел. и русск. яз. Обучения : 1 ч. / В.С. Воропаева,  Т.С. Куцанова,  И.М. Стремок. – Минск : Нац.ин-т образования, 2019. -Ч. 1 – 112.
  2. Урок для взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www/academy/edu/by/files/sem-konf%202019//pdf/ — Дата доступа: 24.12.2023.

Приложения №1-6

Зенькова-Л.И.-Урок-русской-литературы-в-3-классе