Урок русской литературы в 3 классе
Учитель начальных классов Зенькова Людмила Ивановна,
высшая квалификационная категория
Тема урока: Иван Панькин «Легенда о матерях».
Цель: планируется, что на конец урока учащиеся будут знать особенности легенды как жанра литературного произведения, уметь анализировать произведение по вопросам, делать выводы.
Задачи личностного развития:
содействовать формированию навыка чтения;
способствовать формированию нравственных качеств личности через знакомство учащихся с нравственными понятиями;
создать условия для понимания учащимися понятия «жертвенность», для формирования чувства любви, уважения к матерям.
Методы, используемые на уроке: метод литературной беседы, методы синестезии, методы семантизации
Предварительная работа: оформлена выставка фотографий «Моя мама», с учащимися изучены нравственные понятия: доброта, сила духа, смелость, преданность, уважение, любовь, трудолюбие, верность, благоразумие, умеренность, скромность.
Оборудование: Воропаева В. С., Куцанова Т. С., Стремок И. М. Литературное чтение : учебн. пособие для 3 класса учреждений общ. средн. образования с бел. и русск. яз. обучения : 1 ч.; иллюстрации по теме урока.
ХОД УРОКА
I.Организационный этап.
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня наш учебный день мы начинаем с урока литературного чтения. Я желаю всем нам получить удовольствие от урока и обрести новые знания.
II.Этап актуализации знаний.
Речевая разминка.
Добрую сказку
Помним мы с детства.
С нею, надеюсь, дружите и вы.
Сказка подкралась к самому сердцу
И заронила зерно доброты.
-Что такое доброта?
Учащиеся: Нравственное качество, свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.
Учитель: Мы с вами закончили большой раздел, который называется «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
— Скажите, с какими сказками мы знакомились в данном разделе (литературными?)
— Чем литературная сказка отличается от народной? (есть конкретный автор)
— Давайте вспомним с вами эти замечательные сказки. Но, коль сказка всегда с намёком, уроком, мы с вами постараемся определить какие нравственные черты характера прославляют авторы в своих сказках.
Игра: «Угадай сказку»
- Основную мысль этой сказки можно выразить словами «Радуйся тому, что имеешь и будь благодарен за это» (Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина).
Учитель: какие нравственные качества можно отнести к данной сказке?
Учащиеся: Благоразумие, умеренность, скромность.
(на доске вывешиваются карточки-гексы с нравственными понятиями) (Приложение 1).
- Сказка о речевой несдержанности и агрессии. Сказка учит ничего не говорить и не делать в гневе, не подумав. Учит настойчивости, храбрости (Семь воронов, Братья Гримм)
Нравственные понятия — преданность и верность.
- Основная идея сказки в том, что любое мастерство почётно. (Семьсот семьдесят семь мастеров Е.Пермяк) Нравственные понятия — трудолюбие
- Сказка учит нас не судить людей по их внешности и не пренебрегать теми, кто отличается от нас. (гадкий утенок ,Андерсен)
Нравственные понятия — сила духа
- Даже самые маленькие существа могут совершить великие дела, если есть смелость и желание принести пользу, защитить слабого (Киплинг.Рики-тики-тави) Нравственные понятия — смелость
- то настоящая любовь может совершать чудеса (Аксаков. Аленький цветочек)
Нравственные понятия — преданности, состраданию и сочувствию
Учитель: Вот такие замечательные сказки и их очень много, я надеюсь, ребята, вы еще очень много выводов сделаете, читая сказки.
Учитель: Скажите, а какое другое название вы бы выбрали для раздела «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» и почему?
Варианты ответов: «Уроки доброты», «О добре и взрослым, и детям», «Сказки», «Уроки жизни в детских сказках» (Приложение 2).
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами переходим к новому разделу «Красна птица пером, а человек – делами и умом»
Учитель: Прочитайте название раздела, над которым мы начинаем сегодня работать: «Красива птица пером, а человек – делами и умом». Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Многие считают, что их другие оценивают по тому, как они выглядят, во что одеты, или какими телефонами пользуются. Но на самом же деле любого человека красит не внешний вид, а его поступки, ум, то, как он говорит, общается с другими людьми.
Учитель: И начнем работу с изучения легенды.
Легенда – это рассказ о далёком прошлом. В основе легенды всегда есть чудо, сказка или фантастический герой. Однако, герой воспринимается как настоящий, существующий в жизни.
— О чем будет наша легенда? Послушайте. Учитель открывает фотовыставку «Моя мама» (Приложение 3). Подготовленный ученик читает:
Есть в природе знак святой, и вещий
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребёнком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребёнком на руках.
— Вы догадались о чем будет наша легенда? (о матерях).
— Она так и называется «Легенда о матерях», а написал ее писатель Иван Панькин.
III. Этап целеполагания. На доске таблички:
Знать (содержание произведения, особенности легенды как жанра литературы)
Уметь (анализировать произведение по вопросам,делать выводы)
Словарная работа (Приложение 4).
ПОБЕРЕЖЬЕ (морской берег),
НЕПТУН (Древнеримский Бог воды и морей),
ПУЧИНА МОРСКАЯ (Водоворот, морская бездна),
ВАЛ ( По старинному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури)
МАНИЛЬСКИЕ ТРАВЫ (Водоросли, морская трава)
3.Этап работы над новым материалом.
1.Комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики.
2. Определение первичного восприятия текста.
Учитель: Какие чувства вы испытывали при чтении этой сказки.
Учитель: Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?
IV.Этап работы с нравственными понятиями.
Учитель: Можно ли поступок матерей назвать героическим? Учащиеся: Да, матери совершили героический поступок, они ценой собственного здоровья смогли спасти жизни своих детей.
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте главную мысль нашего произведения. (Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им все лучшее, что имели.)
Учитель: Скажите, ребята, матери отдали красоту, силы, здоровья своим детям, мы можем сказать, что они пожертвовали всем эти? (да)
Учитель: Смотрите какое интересное слово – жертва, пожертвовать, а есть еще и такое понятие «Жертвенность».
Учитель: Как вы понимаете, что такое жертвенность?
Учитель: Посмотрите в наших словарях нравственных понятий дано определение слова «Жерственность». Зачитайте, пожалуйста.
Учитель: И так, вы уже догадались что мы начинаем цикл уроков по нравственному понятию «Жертвенность». возьмите к себе свой путевый лист (Приложение 5).
Учитель: С чем ассоциируется слово жертвенность ? Учащиеся: жертва, воин, солдат, врач.
Учитель: Какие синонимы из известных нам нравственных категорий мы можем подобрать к слову жертвенность?
Учащиеся: Самоотверженность, героизм, самоотдача, преданность.
Учитель: Антоним к слову жертвенность?
Учащиеся: Эгоизм.
Учитель: Выберите цвет с которым по вашему ассоциируется слово жертвенность.
(учащиеся называют цвет и объясняют свой выбор).
Учитель: Кто из сказочных персонажей обладал такой чертой характера как жертвенность?
Учащиеся: Герда, Настенька.
Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а если мы с вами рассмотрим духовную сторону этого понятия, кто является самым важным и ярким примером жертвенности?
Учащиеся: Иисус Христос.
Ради спасения всех людей на Земле Сын Божий – Иисус Христос перенёс мучения, страдания и принял смерть на кресте. У многих из нас с вами, ребята, на груди есть крестики. Крестик – напоминание нам о великой жертве, которую принёс Иисус Христос во имя спасения всех людей, он учит нас любить своих близких и жертвовать ради них, как Сын Божий. И мы можем попросить у Бога, чтобы он и нам дал сил совершать жертвенные поступки, если в этом будет необходимость.
Учитель: Может быть кто-то из вас приведет иные примеры великой жертвенности? (Приложение 6).
Учащиеся: Солдаты в годы войны.
Учитель: Конечно, ребята, защищая нашу Родину, в годы ВОВ потери Беларуси составили около 3,5 млн. чел. 3,5 млн.человек пожертвовали своей жизнью- самым дорогим, что есть у каждого из нас, ради спасения других людей, ради свободы своего народа. Это великий подвиг и великая жертва наших предков. И мы не можем этого забыть.
Учитель: Ну и конечно же, ребята, наша легенда – это тоже пример жертвенности. На следующем уроке мы с вами продолжим работу с понятием «жертвенность» и нашими путевыми листами.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какими еще нравственные качествами вы заметили у матерей из нашей легенды? Зачитайте отрывки, подтверждающие ваше мнение.
Учащиеся: Любовь, преданность, забота, сострадание.
Учитель: Мы много с вами сказали о том, что матери жертвуют ради своих детей, а вы – дети, приходилось ли вам когда-либо жертвовать чем-то ради своих родных?
Учащиеся приводят примеры.
V.Этап подведения итогов, рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали?
Учитель: Оцените свою работу на уроке?
Учитель дает оценку работе учащихся.
Учитель: Что вам хотелось бы сейчас сделать, где оказаться?
— И закончить наш урок хочется словами:
Любите мать!
Любите как святыню!
Любите крепче самого себя!
Она нам жизнь дала и воспитала.
ЛЮБИТЕ МАТЬ, ОНА У НАС ОДНА!!!
С давних времён существует традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Я сейчас зажгу свечу, а вы пожелайте в душе своим любимым и дорогим мамам того, чего очень хотелось бы пожелать. И помните, материнская любовь – самая вечная любовь на земле! И пусть, не смотря на то, что свеча погасла, в вашей душе никогда не погаснет огромная любовь к своим матерям».
Список использованных источников
- Воропаева В. С., Куцанова Т. С., Стремок И. М. Литературное чтение : учебн. пособие для 3 класса учреждений общ. средн. образования с бел. и русск. яз. Обучения : 1 ч. / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, И.М. Стремок. – Минск : Нац.ин-т образования, 2019. -Ч. 1 – 112.
- Урок для взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www/academy/edu/by/files/sem-konf%202019//pdf/ — Дата доступа: 24.12.2023.
Приложения №1-6
Зенькова-Л.И.-Урок-русской-литературы-в-3-классе