Зенькова Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Беседа:  Мне дано быть счастливым

    Цель:     планируется, что на конец занятия дети будут иметь представления о том, что такое счастье, смогут  увидеть  его многомерность; 

Задачи личностного развития:

-создать условия для формирования представлений о нравственных понятиях «счастье», «благодарность».

-способствовать развитию речи учащихся.

Методы семантизации,  используемые на занятии: метод ассоциации,  метод работы с информацией, кейс-метод

Ход беседы:

  I. Организационный этап.      

 Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.                                                                                                                                                                                                                                           Платон.

Счастье всегда кажется маленьким, когда ты держишь его в руках, но отпусти его — и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно.                                    М. Горький.

 Величайшее в мире-счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или  несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

                                                                         В. Гюго.

 Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».

 Г. Гегель.

Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

Всякий своего счастья кузнец.                                                                                                         

 Не родись красивым, а родись счастливым.                                                                                              — Как вы думаете, что люди желают больше всего?

—  Кто из вас хочет быть несчастным?

— Как вы думаете, что такое счастье?

— Продолжите фразу:     Счастье-это…

— Как вы понимаете высказывание В. Гюго (на доске)? Согласны ли вы с ним?

— Какого цвета счастье?

— Были ли вы когда-нибудь счастливы? Расскажите.

— Какие ощущения вы испытываете от счастья?

-Давайте представим, что вы парфюмер.  Какие запахи вы возьмёте для духов под названием «Счастье».

— Нарисуйте лицо счастливого человека.

— Что вам надо для вашего счастья?

— Запишите 10 желаний, исполнение которых принесет вам счастье.

— Посмотрите мой список. Выберите из него 5 желаний, запишите их номер.

1. Хорошая семья                    7. Уверенность в себе

2. Большой дом                        8. Уважение и любовь людей

3. Здоровье                                9. Друзья

4. Хорошее образование       10. Доброта и отзывчивость

5. Упорство                               11  Красивая  внешность 

6. Деньги                                    12. Ум

  — Совпало ли что-то с вашим  набором  желаний? Что вы написали помимо перечисленного?

— Всегда ли осуществленное желание приносит человеку счастье?                                                                     —  Осуществление каких желании может привести человека к несчастью?

 —   Как вы думаете, есть ли что-то, что является счастьем для любого человека? Что?

-Счастлив ли человек, имеющий все, о чем только можно мечтать, но у которого нет любви и доброты в сердце? Докажите. Приведите пример из художественных произведений.

— А можно ли жить без счастья? Почему?

-Как вы думаете, умение относиться по-доброму к другим людям — счастье? Поясните.

 — Кто хотел бы иметь такое счастье?

— Что оно дало бы для людей?                                                                                                             

— Изменился ли от этого мир? Как?

— Поясните высказывания Платона  и Гегеля.

II. «Притча о счастье». Чтение учителем и анализ.

Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.»
«А что ты мне дашь за это?» — спрашивает человек
«А что ты хочешь?» — переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.»
«А что ты мне дашь за это?» — спрашивает человек.
«А что ты хочешь?» — переспросило Счастье.
«Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста».
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» — ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда!

— Наверное, счастье состоит из мельчайших частичек, которые мы не всегда замечаем, и лишь, когда теряем эту частичку, то чувствуем, как нам становится плохо.

                                                        Высказывание А. М. Горького, пословица.

 — Можно потерять вещь, деньги, любовь и уважение окружающих. Что хуже? Почему?

 — Мы много говорили о счастье. В чем-то мнения совпадали, в чем-то расходились. Послушайте ещё одну притчу.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Как вы думаете, какая основная мысль данной притчи?

III. Коллективная работа: «Планета счастья».

— Ощущение счастья возникает не от того, что человек что-то получил, или достиг, а от того, что получив, достигнув и имея, осознал удовлетворенность и благодарность, а затем выразил эту благодарность. Для такого осознания в общем-то ничего не нужно достигать. Каждый из нас имеет бесконечно ценный дар — жизнь. Просто многие из нас на столько считают этот дар само собой разумеющимся, что о его ценности вспоминают лишь в трудные минуты. А нужно всего лишь почувствовать в любую секунду, что ты жив, и обратиться с благодарностью к тем, или тому, кому ты за эту жизнь бесконечно обязан: к собственным родителям и их предкам, земле, на которой живешь, солнцу, которым согрет, и энергией которого наполнен. Привычка благодарить — просто говорить «спасибо» — это способ и привычка быть счастливым.

2.Работа с путевым листом (Приложение1).

Сегодня я понял, что…

Я задумался о том, …

Я узнал, убедился… — На следующем уроке, ребята, мы с вами изучим понятие «Счастье» с позиции лексики, морфемики, грамматики.

Беседа-Мне-дано-быть-счастливым.Зенькова-Л.И.