Зенькова Людмила Ивановна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Беседа: Мне дано быть счастливым
Цель: планируется, что на конец занятия дети будут иметь представления о том, что такое счастье, смогут увидеть его многомерность;
Задачи личностного развития:
-создать условия для формирования представлений о нравственных понятиях «счастье», «благодарность».
-способствовать развитию речи учащихся.
Методы семантизации, используемые на занятии: метод ассоциации, метод работы с информацией, кейс-метод
Ход беседы:
I. Организационный этап.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.
Счастье всегда кажется маленьким, когда ты держишь его в руках, но отпусти его — и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно. М. Горький.
Величайшее в мире-счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
В. Гюго.
Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».
Г. Гегель.
Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
Всякий своего счастья кузнец.
Не родись красивым, а родись счастливым. — Как вы думаете, что люди желают больше всего?
— Кто из вас хочет быть несчастным?
— Как вы думаете, что такое счастье?
— Продолжите фразу: Счастье-это…
— Как вы понимаете высказывание В. Гюго (на доске)? Согласны ли вы с ним?
— Какого цвета счастье?
— Были ли вы когда-нибудь счастливы? Расскажите.
— Какие ощущения вы испытываете от счастья?
-Давайте представим, что вы парфюмер. Какие запахи вы возьмёте для духов под названием «Счастье».
— Нарисуйте лицо счастливого человека.
— Что вам надо для вашего счастья?
— Запишите 10 желаний, исполнение которых принесет вам счастье.
— Посмотрите мой список. Выберите из него 5 желаний, запишите их номер.
1. Хорошая семья 7. Уверенность в себе
2. Большой дом 8. Уважение и любовь людей
3. Здоровье 9. Друзья
4. Хорошее образование 10. Доброта и отзывчивость
5. Упорство 11 Красивая внешность
6. Деньги 12. Ум
— Совпало ли что-то с вашим набором желаний? Что вы написали помимо перечисленного?
— Всегда ли осуществленное желание приносит человеку счастье? — Осуществление каких желании может привести человека к несчастью?
— Как вы думаете, есть ли что-то, что является счастьем для любого человека? Что?
-Счастлив ли человек, имеющий все, о чем только можно мечтать, но у которого нет любви и доброты в сердце? Докажите. Приведите пример из художественных произведений.
— А можно ли жить без счастья? Почему?
-Как вы думаете, умение относиться по-доброму к другим людям — счастье? Поясните.
— Кто хотел бы иметь такое счастье?
— Что оно дало бы для людей?
— Изменился ли от этого мир? Как?
— Поясните высказывания Платона и Гегеля.
II. «Притча о счастье». Чтение учителем и анализ.
Однажды шло Счастье по лесу и внезапно упало в яму, сидит Счастье в яме и плачет. Шёл мимо человек, Счастье услышало человека и кричит из ямы:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.»
«А что ты мне дашь за это?» — спрашивает человек
«А что ты хочешь?» — переспросило Счастье.
«Я хочу большой и красивый дом с видом на море, самый дорогой».
Счастье дало человеку дом, человек обрадовался, убежал к дому и забыл про Счастье.
Сидит Счастье в яме плачет ещё громче.
Мимо шёл второй человек, услышало Счастье человека и кричит ему:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда.»
«А что ты мне дашь за это?» — спрашивает человек.
«А что ты хочешь?» — переспросило Счастье.
«Я хочу много красивых и дорогих машин, разнообразных марок».
Дало Счастье человеку то, что он попросил, обрадовался человек, забыл про Счастье и убежал.
Совсем потеряло надежду Счастье.
Вдруг слышит, идет третий человек, крикнуло ему Счастье:
«Человек! Добрый! Вытащи меня отсюда, пожалуйста».
Человек вытащил Счастье из ямы и пошёл дальше, обрадовалось Счастье, побежало за ним и спрашивает:
«Человек! А что ты хочешь за то, что помог мне?»
«Ничего мне надо» — ответил человек.
Так и побежало Счастье за человеком, не отставая от него никогда!
— Наверное, счастье состоит из мельчайших частичек, которые мы не всегда замечаем, и лишь, когда теряем эту частичку, то чувствуем, как нам становится плохо.
Высказывание А. М. Горького, пословица.
— Можно потерять вещь, деньги, любовь и уважение окружающих. Что хуже? Почему?
— Мы много говорили о счастье. В чем-то мнения совпадали, в чем-то расходились. Послушайте ещё одну притчу.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
— Как вы думаете, какая основная мысль данной притчи?
III. Коллективная работа: «Планета счастья».
— Ощущение счастья возникает не от того, что человек что-то получил, или достиг, а от того, что получив, достигнув и имея, осознал удовлетворенность и благодарность, а затем выразил эту благодарность. Для такого осознания в общем-то ничего не нужно достигать. Каждый из нас имеет бесконечно ценный дар — жизнь. Просто многие из нас на столько считают этот дар само собой разумеющимся, что о его ценности вспоминают лишь в трудные минуты. А нужно всего лишь почувствовать в любую секунду, что ты жив, и обратиться с благодарностью к тем, или тому, кому ты за эту жизнь бесконечно обязан: к собственным родителям и их предкам, земле, на которой живешь, солнцу, которым согрет, и энергией которого наполнен. Привычка благодарить — просто говорить «спасибо» — это способ и привычка быть счастливым.
2.Работа с путевым листом (Приложение1).
Сегодня я понял, что…
Я задумался о том, …
Я узнал, убедился… — На следующем уроке, ребята, мы с вами изучим понятие «Счастье» с позиции лексики, морфемики, грамматики.
Беседа-Мне-дано-быть-счастливым.Зенькова-Л.И.