Добродетели проявляются как в добрых делах человека, так и в добром расположении его души, которым обусловлены добрые дела.

Можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Воспитание детей должно начинаться…. Еще до их рождения!

Семья должна стать хорошей школой, а школа — хорошей семьей. Семья – это, прежде всего, главный источник любви. Именно с нее все и начинается! Самое важное время для воспитания души — раннее детство. До шести лет формируется нравственный мир человека.

Детей хвалят за отметки в школе, за условное количество забитых голов, а не за проявленную широту души. Дети это считывают, и доброты становится меньше. Как нам это изменить? Давайте попробуем вместе.

  АРХИВ СЕМЕЙНЫЙ Это фотографии, видеозаписи, рисунки, газетные вырезки, другие вещи, принадлежавшие членам семьи: прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно, детям. Архив имеет огромное воспитательное значение. Для его хранения необходимо выделить особое место (полку в шкафу, ящик в столе, отдельную коробку). В дни семейных праздников или просто вечерком можно собираться всем членам семьи, чтобы, перебирая пожелтевшие фотографии, детские рисунки, вспомнить о прошлом, близком и далеком.
БЕСЕДЫ   Всегда необходимо находить время для беседы с ребенком. О чем, когда, как часто – это уже зависит и от возраста, и от характера, и от ситуации. Важно, чтобы беседа была по возможности «на равных» и обязательно в мирных, дружеских тонах. Разговаривая с ребенком, деликатно выясняя его проблемы и заботы, помогая совместно выработать решение трудных вопросов, мы укрепляем основу семейных отношений. Чаще всего современные дети на вопрос родителей: «Как дела в школе?», отвечают отговоркой: «Все нормально». Не стоит сразу навязываться со своими вопросами – подождите,  настроение изменится и можно будет спокойно  поговорить. Будем учить ребенка быть правдивым в своих рассказах, быть хозяином своему слову, уметь им пользоваться, правильно строить фразы и выговаривать слова.
ВОСПИТАНИЕ Воспитание – это полноценное ПИТАНИЕ растущей души, иными словами – самоотдача. Воспитывая ребенка, родители заново переживают то, что уже когда-то, в своем далеком детстве, уже переживали, вспоминают промахи, ошибки и грехи собственного детства и юности и вольно или невольно продолжают собственное воспитание. Истинная сущность воспитания заключается вовсе не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей жизни и  организации жизни ребенка.
ГРЕХ Необходимо постараться, как можно раньше сформировать у ребенка правильное понимание сути греха: вред себе и  окружающим. Это может быть ущерб здоровью, как курение, или же моральный ущерб, проявляющийся в обмане или предательстве. Проще говоря, это действие или мысль, противоречащая нормам и правилам.  Считается, что грех отдаляет человека от идеала добродетели и праведности. Грешными действиями могут быть ложь, зависть, алчность и многие другие поступки, вредящие другим людям.
ДИСЦИПЛИНА Сестра послушания. Прививая нашим детям умение сдерживать свои порывы, контролировать свои эмоции, объясняя, что можно, что нельзя, мы создаем внешнюю дисциплину. Подросткам необходимо помогать совершенствовать внутреннюю дисциплину, при которой контроль за своими поступками осуществляется внутренним волевым усилием. С возрастом ребенок должен сам уметь поставить себя в определенные рамки, создать собственный порядок своей жизни – и от этого уже не отступать.
ЕРШИСТОСТЬ Всегда ли дети чувствуют родительскую любовь? К сожалению, не всегда. И тогда ребенок становится ершистым, вредным, непослушным, раздражительным, неуверенным в себе и своих силах. Мы тратим много сил  на то, чтобы найти способ воздействия на ребенка, то есть, найти подход. Часто, отчаявшись, мы опускаем руки и смиряемся с тем, что наш ребенок «неуправляемый». Возможно, родители скажут, что перепробовали все способы: уговаривали, терпеливо объясняли, сердились, обижались, наказывали. Но поведение не менялось. В чем причина?  Ребенок просто недостаточно чувствует Вашу любовь. Просто вы разговариваете c ним на разных «языках любви» и Вам просто необходимо понять «язык» ребенка, выучить его и научиться общаться по-новому.
ЖАЛОСТЬ Жалость на  Руси почиталась как основа любви и уважения. Вместе с тем, чрезмерное проявление этого качества  вредно обеим сторонам. Жалостливого  человека размягчает до слезливости, а жалеемого человека расслабляет  и вызывает в нем самосожаление, упадок воли.  Не зря говорят: «жаль до смерти». Нельзя зажаливать, это ведет к духовному расслаблению. Вообще, желание, чтобы тебя пожалели, исходит из внутреннего ребенка и является демонстрацией беспомощности. В дикой природе такие особи погибают. В человеческом мире, в принципе, можно сказать то же самое. Но вот только процесс погибели растягивается на многие годы. Но все равно, добиться успеха может только тот человек, который не жалеет себя.
ЗАБОТА  Это, прежде всего, любовь к ребенку. Когда родители любят своих детей, то заботятся о них, понимают, ценят, поддерживают, направляют, помогают, делятся своим опытом и мудрым советом. Взрослый человек, проявляя свою чрезмерную заботу, перестает жить для себя, он полностью отдает себя детям. Одна мысль, что ребенок уйдет, и обзаведется своей семьей, пугает. Зачастую в таких случаях, родители пытаются привлечь к себе внимание, вызывая чувство вины у ребенка. Любой ребенок берет пример с взрослого человека, это может быть папа или мама, либо дедушка с бабушкой. Поэтому и вы должны быть лучшими, не теряйте себя как личность, и ваш ребенок вырастет здоровой и самостоятельной личностью.
ИСКРЕННОСТЬ Аспект честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными намерениями в отношении другого человека. А также тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах. Искренние люди видят жизнь такой, какая она есть. Они с пониманием относятся к слабостям других людей, т.к. замечают и за собой немало недостатков.  Искренность — это искра Божья, которая присутствует в каждом человеке». Заметили однокоренное слово «искра»? Изначально слово «искренность» в старорусском языке означало «Искрение внутренней сути». Красиво, верно? Душа должна искриться, источать свет и любовь, чтобы человека могли назвать искренним.  Благодаря этому ему просто не приходится лицемерить – он всегда говорит о людях так, как будто они находятся рядом.  
КРОТОСТЬ Особенность поведенческих реакций человека. В обыденном смысле под кротостью понимается умение контролировать свои эмоции; незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других. Это сила, находящаяся под контролем. Это прирученный лев. Помогает человеку терпеливо переносить оскорбления, при этом не раздражаться, не возмущаться и не испытывать желать отомстить.
ЛЮБОВЬ  Высшее чувство сердечной привязанности, которое рождает желание творить добро.  Любить просто за то, что ребёнок есть — это ловушка для взрослых! Хороший родитель — это тот, который точно знает, к какому результату хочет привести ребенка. Он делает ребенка самодостаточным и умеющим жить без родительской семьи. Представьте, что Вашему ребенку 30 лет. Он счастлив и самодостаточен? Если да, это и есть воспитание настоящей родительской любовью.  Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям.  На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, человеком, не приспособленным к жизни.
МИЛОСЕРДИЕ Деятельное соучастие в судьбе другого, готовность бескорыстно помогать нуждающимся. Милосердие – это сострадание.  Все живое – болит, все живое заслуживает милосердия. Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи: показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому, кто нуждается в этом. Помогите детям быть  неравнодушными, отзывчивыми, добрыми.   Результат появляется благодаря совместной деятельности по возрасту. С дошкольником – игра, чтение, с младшим школьником – творческие занятия и любые совместные дела, с подростком – поход в кино, совместные путешествия.
НАКАЗАНИЕ Один из методов воспитания, позволяющий родителям  продемонстрировать ребенку свое осуждение его поступков или мотивов поведения. Родители наказывают детей гораздо чаще, чем поощряют. Взрослых раздражают детское непослушание, проступки, в причины которых они часто не вникают. Дети редко осознанно и злонамеренно совершают неблаговидные поступки. В подавляющем большинстве случаев это непреднамеренное поведение, обусловленное недостатком знаний, несформированностью моральных представлений, отсутствием необходимого жизненного опыта,  иногда даже спровоцированное взрослыми. Порой к наказанию приводит завышенная (или заниженная) оценка родителями возможностей своего ребенка, их недостаточно самокритичное отношение к себе как воспитателям.  В воспитании дошкольников вполне можно обойтись без наказания при правильной организации его жизни в семье (режим дня, игра, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой). Важно понимать, что наказание лишь временно останавливает негативные действия ребенка, а поощрение ориентирует на положительные и закрепляет их. Детей, с которыми вы умеете договариваться, которых вы понимаете и уважаете, не приходится наказывать.
ОБИДА Обида как чувство, и обидчивость как черта характера начинают проявляться у дошкольников после 5 лет. Это связано с интенсивным формированием личности ребенка, он начинает нуждаться в похвале, уважении и в признании со стороны взрослых и детей. Детские обиды рождаются на почве осознания ребенком своей беспомощности, когда он испытывает злость и негодование из-за несправедливого отношения родителей. В дальнейшем человек в состоянии обиды переживает жалость к себе, может ощущать одиночество, пренебрежение к своим желаниям, и одновременно – злость и гнев, направленные на источник обиды: человека или обстоятельства. Самая большая опасность – обида разрушает душу, находясь внутри нас, она атакует как вирус наши эмоции, наши представления о мире и отравляет их.
ПООЩРЕНИЕ Один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Мы часто ругаем детей. При этом забываем, что они заслуживают и поощрения. Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Однако не забывайте, что любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым!
РАСКАЯНИЕ  Осознание собственной вины. Это способ корректировки собственного поведения. Дети могут просить прощение или даже плакать, когда плачет другой ребенок, но большинство маленьких детей еще не способны искренне раскаиваться. Раскаяние предполагает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека, осознать ее причину и полностью оценить последствия своих действий. У детей все эти способности еще только начинают зарождаться. Ожидание того, что ваш ребенок будет просить прощение за каждый проступок, лишь учит их тому, что схема «пнул-извинился-побежал дальше» работает безотказно.
СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ Это главный критерий в оценке поступков. Правда живет без нас, справедливость творится нами. Следовательно, совестливость появляется у детей, когда в мире – правда, в родителях – справедливость. Притом без напоминаний о совести, без обращения к совести. Важно объяснить ребенку, что если он столкнулся с несправедливостью, то ответ должен быть соразмерным. Надо научить его восстанавливать справедливость скорее словами, убеждением, нежели агрессией и насилием. Объясните ему, что агрессия и насилие не приносят результата, а возвращаются обратно. Не вбивайте в сознание ребенка стереотипы: «Умей дать сдачи!», «Мужик должен сам себя защищать!» Этим вы можете навредить ему и себе. Вместо того, чтобы при столкновении с несправедливостью сразу лезть в драку, научите его звать на помощь взрослых и не стесняться этого. Растолкуйте, как можно эффективно защитить себя или кого-то.
ТРУДОЛЮБИЕ Специалисты убеждены: чтобы повзрослевшее чадо не стало бездеятельным и ленивым, прививать ему любовь к труду необходимо с раннего возраста.Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел — делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал. Самостоятельность — это творчество: когда ребенок делает что-то сам — он творец, а когда человек творит — он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Можно сколько угодно искать причины лентяйства своего ребенка и находить их в наследственности или в том, что ему много задают в школе, оправдывая тем самым и его и себя. Трудолюбие или его отсутствие — это прямой результат семейного воспитания.
УБЕЖДЕНИЕ Метод воспитания, представляющий интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных критериев. В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Это осознанное соблюдение правил.  Часто мы просим детей вести себя хорошо, и они послушно дают такое обещание, не задумываясь, что же конкретно от них хотят. С инструкциями тоже не всё просто. Нельзя, потому что нельзя – не работает. Ребенок должен понимать, почему. Установление причинно-следственных связей важно для растущей личности. Правильное поведение означает соблюдение правил, так дайте эти правила ребенку, чтобы он мог их соблюдать.
ХАРАКТЕР Характер ребенка определяют три основных компонента — наследственность, темперамент и среда, в которой он растет.  Характер начинает формироваться в раннем детстве. Своими поступками и поведением ребенок подражает близким, усваивает формы поведения взрослых через прямое научение, т.е. через перенятие моделей эмоциональных реакций и поведения родителей. Такие выученные шаблоны действий со временем автоматизируются и превращаются в черты характера. Если вокруг все говорят тихо и не проявляют эмоций, ребёнок тоже будет учиться вести себя крайне сдержанно. Кроме того, на формирование характера ребёнка влияет эмоциональное подкрепление. Оно запускается, когда человека наказывают (отрицательное подкрепление) или поощряют (положительное). Принципиально изменить характер человека, получаемый при рождении практически невозможно, но каждому под силу контролировать свои негативные качества, при этом взращивая положительные черты характера. Именно на это надо делать упор родителям при воспитании детей и подростков.
ЦЕЛОМУДРИЕ Чистота тела и души, помыслов, слов и поступков. В воспитании цельного восприятия мира, т.е.  целомудрия, важна любая мелочь. Стремясь воспитывать в детях христианскую нравственность, родители должны придерживаться правил: слова родителей не должны разниться с делом. Любые, даже самые красивые и пламенные речи, не будут эффективными, если они не будут подкреплены личным примером;родители сами должны быть внутренне целомудренными — таковыми должны быть не только их слова, но и их поступки;нужно объяснять ребенку, что не всегда следует идти на поводу у моды, и что у каждого удовольствия бывает обратная сторона.
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность. Это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения. Это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды. Это доброжелательное отношение к людям и миру. Это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение. Это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека. Это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.
ШАЛОСТЬ Никто не идеален, и дети часто совершают ошибки. Важно помнить, что реагирование на шалости детей должно быть конструктивным и нацеленным на воспитание. К сознательному и гуманному росту ребенка важно применять спокойные разговоры, объяснение последствий. Шалость – это такая разновидность отклоняющегося поведения, которая проявляется в виде веселой проказы, забавы или проделки ребенка, в которых ярко выражаются его активность, инициатива, изобретательность. Чаще всего это эпизод в поведении ребенка, в котором отрицательный смысл проступает неявно, поэтому отношение взрослых к подобным проступкам снисходительное. Обычно ребенок переживает удовольствие от сделанного, не задумываясь о том, какие могут быть последствия его шалостей для окружающих. Для него это игра, слегка переходящая границы приличия. При этом сдерживающие механизмы его поведения часто бывают «отключены». Именно поэтому многие шалости кончаются печально или перерастают во вредные привычки. Их спектр довольно широк: от вполне безобидных и невинных (например, спрятать игрушку, без разрешения включить телевизор) до злых и опасных (намеренная порча вещей, игра со спичками, недобрые шутки над сверстниками).
ЩЕДРОСТЬ  Добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости.  Часто проявляется в подарках и неразрывно связана с благотворительностью. Щедрые родители так и поступают. Приучают детей с детства к труду, учат делиться с товарищами, поддерживать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, учительнице в классе, например, подмести пол, перевернуть и поставить стулья на парту после окончания уроков.
 ЭГОИЗМ Себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других. Пренебрежение чужими интереса­ми происходит сознательно, т.е. человек понимает, что его поступок нанесёт ущерб другим, и всё же совершает его. Ребенок-кумир. Слепое обожание малыша всеми членами семьи приводит к тому, что он не несет ответственности за свои поступки. У ребенка формируется неправильное представление: он требует заботы, и считая, что близкие рады угождать ему. Такая схема переносится и во взрослую жизнь: подобное отношение ожидается от супруга, друзей, коллег. Ребенок, которому чужда ответственность. С малых лет важно донести до ребенка, что достижение любой цели требует усилий. Зачастую необходимо делать то, что надо, и далеко не всегда  то, что хочется. Часто такие дети становятся манипуляторами. Во взрослой жизни такой человек не способен понять другого: он переключает внимание на свою персону и рассказывает о собственных трудностях.
ЮНОСТЬ Период развития человека, предшествующий зрелости. В этот период могут вернуться и усилиться детские конфликты.
Особенностями данного периода называют: поиск места жизни, становление самосознания. Юноши и девушки решают внутренние конфликты, начинают заглядывать в будущее и строить планы на жизнь. Появляется философия жизни, нравственные ориентиры и убеждения. Молодые люди размышляют на вечные темы добра и зла, правды и лжи, разбираются в себе и начинают оценивать окружающий мир; принятие новых социальных ролей. Во всех сферах жизни приобретаются новые статусы: вчерашний школьник становится студентом, стажером, женихом/невестой; формирование позиции в межличностных отношениях. Человек начинает ориентироваться на общество и одновременно приобретает самостоятельность. На данном этапе появляется разумность, повышается самооценка, снижается острота внутренних конфликтов. Прохождение всех стадий означает, что возрастной кризис миновал, человек стал взрослым.
СемьЯ Подразумевает высокую степень доверия. Семья – это малая Церковь, в ней выстраивается та иерархия, которая усваивается растущим ребенком, и ребенок потом ищет и находит этот порядок во всей последующей жизни и начинает его воспроизводить. Если отец – глава семьи, маленькой такой ячейки, то ребенок начинает понимать, что есть и другой Глава, другой Центр, главный Центр, которому все в жизни подчиняется, и вокруг чего все выстраивается. И человек старается найти свое место в жизни и выполнить свою задачу, а не жить миражами. Семья — это дар. Это нечто большее, чем просто группа людей, живущих вместе. Это история, традиции, память и будущее. Это тепло, которое согревает нас в холодные дни и радость, которая делает нашу жизнь яркой и насыщенной.  Берегите свою семью, ибо это — самое большое, что у нас есть.